ЗЛО - Страница 19

Христианское учение о происхождении и природе зла в классической латинской патристике (325–451 гг.) обрело свои окончательные формы, развиваясь, главным образом, в полемике с философскими и гностическими учениями о зле. Философские представления о зле сильно повлияли на учение Викторина Мария (III–IV вв.), который попытался ввести в христианство платоническое представление о мировой материи, занимающей низший уровень в иерархии бытия (не-сущее) и являющейся началом зла (malitiae), тьмы (tenebrae), смерти и тления. С материей Викторин Марий непосредственно связывал другой источник зла – дьявола, который, обладая силой сразу всех материальных элементов в совокупности, является «хаосом» (chaos), т.е. первоначальным смешением четырёх элементов, а также «тьмой и материей тьмы» (tenebrae et materia tenebrarum). Гностический подход к решению проблемы зла возродился в манихействе, которое имело значительное распространение и влияние на Западе в IV–V вв. Манихейство представляло собой дуалистическую доктрину, предполагавшую изначальное существование в мире двух совечных, безначальных и бесконечных начал добра и зла (света и тьмы), ведущих непрестанную борьбу друг с другом за превосходство. Одним из первых попытался опровергнуть это учение Амвросий Медиоланский, который в «Шестодневе», следуя Василию Великому, указывал, что все существа, будучи творениями благого Бога, изначально благи, а зло (malitia) не есть что-то самостоятельное (substantialis), но лишь привходящее состояние (accidens) разумного существа, которое заключается в его уклонении от своей природной благости. Наиболее значимую роль в опровержении манихейства сыграл Гиппонский епископ Августин Блаженный, который в юные годы сам принадлежал к манихейской секте и в силу этого знал все догматические тонкости её вероучения. Он написал ряд трактатов против манихеев: «О свободе воли», «О нравах вселенской Церкви и о нравах манихеев», «О двух душах против манихеев», «Против послания манихея», «Против Фавста-манихея», «О книге Бытия против манихеев», «О природе блага против манихеев», «Против Секундина-манихея» и др., в которых не только обстоятельно опроверг манихейскую доктрину, но и с философских и богословских позиций всесторонне исследовал и подробно раскрыл христианское учение о природе и происхождении зла. По свидетельству Августина Блаженного, манихеи, так же как и гностики, задавали один и тот же вопрос: «Откуда зло?». Как отмечал Августин Блаженный, прежде чем ответить на этот вопрос, следует узнать, что именно есть зло, т.е. исследовать его природу, поскольку невозможно правильно рассуждать о происхождении того, что неизвестно. По мнению Августина Блаженного, злом для какой-либо вещи, прежде всего, является то, что противно её природе, или то, что вредит ей; таким образом, зло в целом можно определить как «порчу», «повреждение» или «ухудшение» (corruptio) какой-либо вещи. Это повреждение, или физическое зло, которое, по определению Августина Блаженного, является «общим злом благих вещей», может затрагивать три сферы – способ существования данной вещи (modus), её форму (species) и положение, которое она занимает в порядке природы (ordo). Августин Блаженный отмечал далее, что порча не существует сама по себе, но только в какой-то сущности, которую портит и повреждает; ведь сама порча не есть сущность. Поэтому ложно утверждение манихеев, что зло – это рассеянная в мире совечная Богу тёмная природа или порождённая ею телесная сущность.

 



 
PR-CY.ru