ЗЛО - Страница 17

Обнаружив во Христе качество одной лишь благости, он заключил, что благой Бог – это Бог Нового Завета, открывшийся в Иисусе Христе, а злой Бог – это Бог Ветхого Завета, Творец и Владыка этого мира, строгий Судия и воитель. В целях опровержения дуализма Маркиона Тертуллиан указывал на то, что нет ничего равного Богу, Который есть наивысшее Начало. Следовательно, двух богов быть не может. Поэтому ложной оказывается попытка Маркиона разрешить вопрос о происхождении зла введением двух равных божественных начал: начала зла и начала добра. Согласно Тертуллиану, действительную причину зла в мире следует искать не в Боге, а в разумных творениях, созданных по образу и подобию Божию – в ангелах и людях, которые были сотворены свободными и наделены от Бога свободой решения и самовластием. Свобода выбора давала им возможность склоняться как в одну, так и в другую сторону; будучи господами своего положения, они могли постоянно пребывать в добре, свободно следуя ему, и противостоять злу, свободно избегая его. Таким образом, никакого зла не могло произойти от Бога, поскольку ангелы и люди сами виновны в том, что совершили. Сначала ангелы под предводительством денницы, а затем под их воздействием и люди по собственному произволу и добровольному допущению порока уклонились от своего благого природного устроения и устремились к противоположному, что и есть зло. Падение дьявола было одновременно возникновением и распространением зла и греха в сотворённом Богом благом мире; дьявол, а не Бог стал «творцом порока», «ангелом зла, творцом всякого заблуждения, извратителем всего мира», «князем» всех злых сил. За дьяволом зло совершил человек, который был способен противостоять воздействию дьявола, но не захотел этого. Таким образом, единственной причиной возникновения зла в мире является свободное уклонение от Бога и от добра, совершённое сотворёнными Богом разумными существами. Тертуллиан различал два вида зла: зло как грех (mala delicti, mala culpae) и зло как наказание за грех (mala supplicii, mala poenae). У каждого вида зла есть своя причина: у зла как греха – дьявол (а за ним и человек), а у зла как наказания за грех – Бог; так что первое вменяется порочности, а второе – справедливости, которая противопоставляет злу греха зла осуждения, на самом деле служащее благу исправления. По мнению Тертуллиана, зла как наказание, наложенное Богом на человека за совершённый им грех, абсолютно оправданно, поскольку строгость (severitas) есть необходимое следствие справедливости (justitiae), осуждать которую означает оправдывать порок. Поэтому следует осуждать не судию как такового, а несправедливого судию, каковым Бог быть не может, поскольку вина за преступление закона лежит не на Боге, а на самом человеке. Дело справедливости – это забота о благе, и именно поэтому то, что она судит, осуждает и строго наказывает, служит на пользу блага, а не зла. Поэтому и страх перед Судиёй идёт во благо, а не во зло. Если люди, даже боясь предостережений Божьих, всё равно с трудом отвращаются от зла, то было бы гораздо хуже, если бы не было вообще никакой угрозы. Поэтому не следует считать божественную справедливость злом, если она не потворствует злу, но следует рассматривать её как добро, поскольку она способствует добру.

 



 
PR-CY.ru