ПАСКАЛЬ Блез - Страница 10

Его несомненной заслугой как писателя-мистика является то, что он откровенно (как немного кто), хотя и лаконично, осветил вопрос о стяжании благодати. В его понимании благодатью является то состояние, которое человек имел в раю, и которое позволяло ему общаться с Богом. Паскаль пишет: «Есть две одинаково неизменных истины веры: одна – это человек в состоянии первобытного блаженства, или в состоянии благодати, возвышен над всей природой, уподобляется Богу и становится способным к общению с Ним; другая – что в состоянии повреждения и греха, он лишился своего прежнего состояния и приравнялся к животным».  С другой стороны, благодать может достаточно точно определяться как осознание Бога в человеке: ведь где Единый, Небесный Царь, там и Его Царствие. Об этом Паскаль прозорливо пишет, что человек не может любить то, что вне его. Любит же человек Того, Кто в нем, но не он: «А таково только Единое Существо. Царство Божие внутри нас (Лук. 17:21); всеобщее благо в нас самих, но не есть мы». Пытаясь выразить значение благодати для верующего, Паскаль справедливо подчеркивает: «Без благодати человек полон врожденного и непоправимого заблуждения. Ничто не указывает ему истины: напротив, все вводит его в обман». Поэтому «малейшее действие» в благодати «влияет на все остальное». Он мистически правильно понимает определяющее значение благодати для человека как единственной основы его возвращения к Богу в Истине и в святости: «Чтобы сделать из человека святого, необходима благодать; сомневающийся в том не имеет понятия ни о святости, ни о человеке». При этом благодать, в отличие от (необходимых) религиозных догм закона, рассматривается не только как необходимая, но как самодостаточная категория: «Закон обязывает к тому, чего не дает. Благодать дает то, к чему обязывает». По Блезу Паскалю, такие древнегреческие «мудрецы как Платон и Сократ не могли убедить (язычников признать единого Бога)». Поэтому он подчеркивает то особое значение, которое благодать имеет для Иисуса Христа и в Нем для обращения в христианство: «Обращение язычников было предоставлено Мессии только по благодати». А это уже близко современному пониманию многими христианами благодати как самого Господа Иисуса Христа. Основными свидетельствами о мистическом переживании Паскаля являются написанные его рукой два листка, а также текст его «Мыслей». Полный текст этих листков, которые он, чтобы никогда не забывать о Боге («Да не буду разлучен с Ним вовеки») и самом мистическом переживании («Вечная радость за один день подвига на земле»), зашил в свою одежду. Можно утверждать, что обретенный Паскалем мистический опыт («Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир... Радость, радость, радость, слезы радости...»), находится в сфере той области христианской мистики, которая соотносится с познанием Небесного Отца («Бога Иисуса Христа» и «Бога Авраама, Исаака и Иакова»). Вместе с тем, в его опыте ярко выражено и переживание второго лица Св. Троицы: «Иисус Христос. Иисус Христос... Да не разлучусь с Ним вовеки». Текст «Мыслей» позволяет утверждать, что идею наличия двойного смысла Библии Паскаль позаимствовал из древней иудейской Каббалы и поэтому он утверждает: «Ветхий Завет суть шифр». Вместе с тем, его глубинное видение тайн органически следует из положительного ответа на важнейший для Паскаля-христианина вопрос: свидетельствуют ли пророчества иудейского ТаНаХа (Ветхого Завета) именно об Иисусе Христе? Тщательно изучив Священное Писание, он приходит к однозначному для него выводу: «Если видеть в них один лишь (буквальный) смысл, то никакого предсказания о Мессии мы не найдем в них: напротив, если в них заключается два смысла (буквальный и внутренний), то пришествие Его в лице Иисуса Христа несомненно».

 



 
PR-CY.ru