ПАСКАЛЬ Блез - Страница 7

Важнейшим достоинством Паскаля – толкователя Библии (в отличие от Паскаля-философа) является сочетание глубины видения им ее сокровенного мистического смысла и простоты толкования. Однако пославленный французский религиозный мыслитель приходит к стремлению к ясности не через философию, а через религию и соблюдение заповеди: «Не сотвори себе кумира». Это он поясняет так: «Я могу полюбить даже абсолютную неясность. Но если Бог повергает меня в некое полузатемненное состояние, мне нравится и эта доля неясности. И потому я уже не усматриваю за полной неясностью никакого достоинства, она не по душе мне. Теперь это некий изъян и знак того, что я творю себе идола из неясности, отделенной от божественного порядка». Свои представления о человеке, о его внутреннем мире и познавательных возможностях Паскаль развивает в споре с рационализмом Декарта. Картезианская теория познания и этика казались ему чересчур умозрительными, схематичными. Полемизируя с Декартом, Паскаль утверждал в качестве источника познания наряду с разумом чувство, интуицию. «Сердце, – писал он, – держится своего порядка, а разум своего…». Паскаль выступает против рационализации религии, чем в значительной степени предвосхищает позицию И. Канта по этому вопросу. Бог Паскаля – это «личный» Бог, человек не может найти его лишь на путях познания и разума. Человек как целое, все его существо, полное тайн и противоречий, «величия» и «ничтожества», открываясь себе в своем самосознании как величайшая из загадок, и оказывается на деле тем путем, который ведет к Богу, поскольку, как полагает Паскаль, лишь ответы, даваемые религией, сопоставимы по своей глубине с самой загадкой человека. Отсюда его искренний призыв: «Историю Церкви следует собственно называть Историей Истины». Паскаль, будучи уже безнадежно больным, не оставлял и более «земных» трудов: разработал свою методику обучения детей чтению, готовил учебник «Начала геометрии», опубликовал в конце 1650-х годов ряд математических работ, посвященных исследованию циклоиды и т.д. Зимой 1662 г. была получена королевская привилегия на еще один из важнейших «мирских» проектов с его участием: организацию платных маршрутов городского транспорта, т.е. эксплуатацию многоместных карет, берущих пассажиров на остановках за фиксированную плату. А в марте того же года – был открыт первый маршрут. Прожив недолгую, но богатую творческую жизнь, Паскаль умер после многих страданий 19 августа 1662 г., оставив после себя разнообразное творческое наследие, как научные трактаты («О геометрическом уме»), так и книги, в которых изложены его религиозно-философские и мистические взгляды. После смерти Паскаля в его комнате в Пор-Рояле нашли несколько связок или свертков различных отрывков религиозно-философского содержания, писаных на лоскутках бумаги и сложенных как попало. В 1669 г. эти отрывки были приведены в некоторый порядок и изданы под заглавием «Pensees» («Мысли»). Но это издание, послужившее основой для последующих, было крайне неисправно. Когда в 1842 г. Виктор Кузен, сличивший его с подлинными рукописями, доложил об этом академии, то она поручила Гаве сделать новое, критическое издание «Мыслей», вышедшее в свет в 1852 г. Только с этого времени стало возможным утверждать, что есть подлинный текст Блеза Паскаля.

 



 
PR-CY.ru