ПАСКАЛЬ Блез - Страница 4

Положение отшельников Пор-Рояля было в то время самое критическое. Их ожесточенные враги (иезуиты) достигли того, что собор французских епископов и сам папа осудили пять главных тезисов янсенитского учения. В результате существовавшие там мужская и женская школы были закрыты. Оставалось еще Сорбонне произнести свое осуждение – и тогда власти могли бы закрыть и сам Пор-Рояль. Когда вся Франция с нетерпением ждала приговора Сорбонны, Паскаль выразил отношение к этой проблеме в труде «Письма Луи де Монтальта к его другу-провинциалу и к достопочтенным отцам иезуитам о нравственности и политике этих отцов» (непосредственным поводом к началу работы над этим  произведением послужила необходимость выступить в защиту А. Арно). Это была серия язвительных памфлетов, направленных против иезуитов, которые сочетали в себе тонкое мастерство философско-теологической полемики с острой сатирой. Паскаль понял, что янсенисты наверняка проиграют дело и в Сорбонне, и перед общественным мнением, если будут сражаться на почве мало понятных обществу теологических тонкостей. Поэтому он перешел на почву нравственных принципов и отдал спор между иезуитами и янсенистами на суд общественной совести. Паскаль ставил своей целью показать, что обвинения, адресуемые янсенистам их врагами, основаны на мелочных придирках, на схоластических спорах об интерпретации отдельных слов. Он разоблачил казуистику иезуитов, предал позору все их средства (вплоть до убийства) для достижения цели. По его мнению, борьба между иезуитами и янсенистами была борьбой истины с насилием, свободы с деспотизмом, нравственных принципов с эгоизмом. И хотя противоречивый характер мировоззрения янсенистов нашел свое отражение и в произведениях Паскаля, однако его система взглядов была глубже и шире учения духовных пастырей Пор-Рояля. Паскаль не только раскрыл лицемерный характер учения иезуитов, но и нарисовал колоритные образы представителей «Общества Иисуса», скрывавших за напускной набожностью цинизм и распущенность. Впечатление, произведенное этой филиппикой, было огромное: «Письма к провинциалу» вызвали бурную реакцию и привлекли на сторону янсенистов немало сочувствующих. Несмотря на осуждение янсенистов самим папой, все, что было лучшего во французском обществе, стало на сторону гонимых, а имя иезуита с этих пор стало синонимом лицемерия, своекорыстия и лжи. В литературном отношении их достоинством является лаконичность, а часто – и философская афористичность. Написанные блестящим, преисполненным внутренней энергией слогом, совершенно лишенным налета педантической тяжеловесности и внутренней риторики, они расчищают путь публицистике просветителей XVIII в. В лучших своих нравоучительных фрагментах Паскаль, являя «комплекс Марка Аврелия», возносится до уровня ясности стиля «Размышлений» этого великого стоика. Исходя из контекста «Писем к провинциалу», апологетика католицизма, которую он определял как доказательство «истинности столь божественной религии», составляет основное содержание его книги. После того, как янсенисты раскритиковали идею создания галликанской церкви («этакого гибрида церкви и государства»), дело, переданное властям Людовика ХIV, приняло политический оборот. Пор-Рояль был разогнан и закрыт, янсенисты подверглись репрессиям, а «Письма» Блеза Паскаля – официально приговорены к сожжению. В 1661 г. умерла Жаклин, не выдержав всего этого.

 



 
PR-CY.ru