ПАСКАЛЬ Блез - Страница 15

Характерной чертой Паскаля как апологета является предельная доходчивость изложения, а как теолога – ясное толкование Библии. Это относится и к ее буквальному пониманию, и к трактовке «образности» ее глубинного эзотерического смысла. Отсюда – признание этим французским писателем правильности мистического подхода иудейской Каббалы к толкованию ТаНаХа (Ветхого Завета). Отсюда же, в сочетании с актуальностью освещаемой им темы, – и непреходящий интерес к его книге. Многогранность творческого гения Паскаля, нашедшего завершение в его «Мыслях», и возможность восприятия его отдельных философских идей вне общего контекста и цели книги, дают основания ряду исследователей проводить параллели между его мыслями и соответствующими идеями последующих различных философских систем – от кантианства и романтизма, через прагматизм и экзистенциализм, до постмодернизма включительно. Это же относится и к пирронизму (раннему скептицизму), влияние которого на Паскаля несомненно. Основными факторами, которые обусловили его мировоззрение в целом, и осознание им своего мистического опыта в частности, заключаются в следующем: осмысление апорий пирронизма, исследование истории христианства с позиций учения католицизма, а также связь с янсенизмом. Среди других факторов – склонность к экзальтации, молодость, крайне болезненное состояние, «прагматический» подход к вопросам духовности («пари Паскаля»), подкрепленная реальным опытом близких ему людей, надежда на возможность собственного исцеления путем чуда. Само религиозное мировоззрение Паскаля таково, что оно (в процессе осмысливания мистического опыта) фильтровало его восприятие благодати сквозь призму мистицизма Второго Лица Св. Троицы. Понимание им человека как мыслящей тростинки, находящейся между двумя безднами, с одной стороны которой, кроме прочего, – опасность гордыни мистицизма Бога-Отца, а с другой – уничижение, неверие и атеизм, обусловили осмысление им своего опыта стяжания благодати, как мистицизма познания Господа Иисуса Христа, удерживающего от обеих этих крайностей. С религиозной точки зрения, Паскаль может быть отнесен к «сверхгениям» человечества. В целом основанием для этого является то, что он «перерос» признанную другими собственную научную гениальность, стяжал благодать в мистическом опыте и перешел с уровня мышления рационального, философского, «специализированно-научного» на уровень мышления иррационального, интуитивно-логического и религиозно-этического, плоды которого и запечатлены в его книге «Мысли». Кроме доказательств истинности христианской религии, эта книга Паскаля заключают в себе массу глубоких наблюдений над жизнью и людьми, выраженных в такой простой и изящной форме и таким лапидарным стилем, что, раз прочтя их, непременно запомнишь. Стараясь определить сущность человеческой природы, он невольно должен был стать психологом и моралистом, и высказанные им мысли о человеке, его положении в обществе, о литературе и т.д. поражают своей глубиной и оригинальностью. Мировоззрение Паскаля, в котором религиозные интуиции рождаются из осмысления проблем человеческого существования, оказались чрезвычайно близким европейскому сознанию XIX–XX вв., в котором переход к теологии также часто осуществляется из сферы антропологической проблематики. В этой связи религиозно-философские воззрения Паскаля оказали влияние на становление экзистенциализма, персонализма и других направлений современной европейской философии. «Мысли» были переведены на русский язык Первовым (СПб., 1892 г.).



 
PR-CY.ru