ПАСКАЛЬ Блез - Страница 5

Иезуиты вздумали было полемизировать с Паскалем, но изданная ими в свою защиту «Apologie des Casuistes» обрушилась на их же голову: под давлением общественного мнения само духовенство восстало против этой книги и ходатайствовало об ее запрещении. Торжество Паскаля было полным, но он был настолько нравственно расстроен, что не мог вполне наслаждаться им. Удалившись навсегда в пор-рояльское уединение, Паскаль отбросил все суетные помышления о литературной известности, предался молитве и скоро сделался настоящим аскетом. Он носил на голом теле железный, утыканный остриями, пояс. Когда же появлялась «суетная мысль», или «чувство довольства» чем-либо, «он ударял себя локтем, чтобы усилить колючую боль». Понятно, что при таком психологическом настрое, сопровождаемом мечтаниями об избавлении в смерти, выздоровление исключается. Сам же Паскаль утверждал: «Смерть является венцом блаженства души и началом блаженства тела». Более того, и этой болезни Паскалю-христианину было мало, чтобы жить для Бога. Как истинный верующий, несмотря на свою болезнь, не позволявшую ему даже держать в руках перо, он активно помогал другим: принял в свою комнату некого больного бедняка, за которым ухаживал сам, «заботясь, чтобы на его долю пришлось не меньше попечений, чем ему самому». Утверждая, «Одно я заметил, что как бы человек не был беден, а после смерти все-таки что-нибудь после него остается», он хотел раздать бедным все свое наследство, чему, конечно, дружно воспротивились его родственники. В целом же Паскаль искренне высказался следующими словами о пользе, которую он принес другим: «Удивляюсь, что так любя бедных, я так мало сделал для них». Видимо, он был настолько искренне благодарен Богу за свою болезнь, что не хотел исцеления (более того, еще благодарил Бога за ниспослание ему болезней, т.к., по его словам, болезненное состояние есть истинное состояние христианина). Имея в условиях гонений на янсенизм задачу – убедить иерархов католической церкви в своей «правоверности», мысль Паскаля написать книгу о чудесах окончательно перерастает в идею написания фундаментального произведения – книги «Апология христианской религии». Над оставшейся незаконченной «Апологией» Паскаль работал с 1658 г. (сохранившиеся фрагменты, издававшиеся впоследствии в различных редакциях, известны как «Мысли»). Книга была задумана им как апология католицизма, но к намеченной цели Паскаль стремился идти путем анализа противоречий человеческого существования. Этот анализ заключал в себе много глубоких и проницательных наблюдений, объективно уходивших своими корнями в гущу современной ему действительности с ее трагическими, казавшимися мыслителю неразрешимыми конфликтами. Паскаль обращал свой труд к вольнодумцам, желая их переубедить и обратить в веру. В основе его религиозно-философских воззрений лежит интуиция бесконечности, поскольку в XVII в. бесконечность предстает перед человеком не только как абстрактное понятие, но и открывается в своем наглядном, чувственно воспринимаемом облике. Вселенная, бесконечная как вширь, так и вглубь, вызывает настоящее изумление Паскаля. Человек представляется ему лишь границей, разделяющей эти две бесконечности, которые могут оказаться «безднами», если, лишенный помощи Бога, человек останется с ними «один на один».

 



 
PR-CY.ru