Словарь по христианству П ПАСКАЛЬ Блез

ПАСКАЛЬ Блез


ПАСКАЛЬ Блез (1623–1662 гг.) – один из величайших мыслителей Франции, религиозный философ, писатель, математик и физик. Его жизненный путь служит ярким свидетельством трагического воздействия удушливой атмосферы, установившейся после разгрома Фронды, на развитие передовой мысли. Он родился в богатой дворянской семье в Клермон-Ферране. Его отец, Этьен Паскаль, был видным государственным чиновником. Генетически в Блезе проявились как лучшие духовные и ментальные качества представителей его дворянского рода, так и вырожденческие черты: эмоциональная неуравновешенность и слабое здоровье. С раннего детства Блез остался без матери, которая сама, имея слабое здоровье, умерла, не дожив до 30-ти лет. На руках у Этьена Паскаля остались, кроме трехлетнего Блеза, две дочери: шестилетняя Жильберта и годовалая Жаклин. Блез воспитывался отцом – склонным к мистицизму христианином, посвятившим свою жизнь детям. Не будучи перегруженным «школьным» образованием, от природы живой восприимчивый ум Блеза в результате бесед с отцом утвердился в любознательности. От него мальчик и получил первое образование в области грамматики и частичное объяснение некоторых явлений природы. Хотя Блез рос болезненно-нервным и склонным к экзальтации ребенком, он с детства проявлял большую пытливость и хорошие способности к математическим наукам. В 12 лет, обратив внимание на то, что после удара ножом по тарелке звук прекращается сразу после того, как на нее кладется рука, он заинтересовался его распространением. Проведя несложные опыты, мальчик написал на эту тему трактат. Способности лишенного материнской ласки ребенка нашли свое выражение в интересе к беседам отца с друзьями о математике (в частности, о геометрии) и религии. Не получив желаемых объяснений от отца, который считал их преждевременными, Блез попытался разобраться в геометрии вначале самостоятельно, проявив незаурядные способности пространственного видения и концентрации внимания на интересующих его задачах, а затем – обучаясь (благодаря материальной поддержке отца), обрел в области математики глубокие специальные познания. Вместе с тем, несмотря на попытки его отца привлечь внимание Блеза к необходимости отдыха, частое игнорирование этой природной потребности и однобокая концентрация внимания и воображения на решении сложных математических задач, нередко приводили склонного к экзальтации ребенка к нервному перенапряжению, что привело к расстройству здоровья. Поправившись, он, по просьбе отца, сократил свои занятия до двух часов в день и стал вести обычную жизнь обеспеченного молодого человека: посещал салоны, театры и т.п. Уже с юношеских лет, стремясь облегчить рутинные вычисления отца, Блез уделял много времени изобретению и совершенствованию машины-сумматора (это техническое изобретение стало прототипом будущего механического арифмометра). Позже (в 1649 г.) Паскаль получил королевский патент, дающий ему право на производство и продажу счетных машин на территории Франции. К 20-ти годам он успел создать целый ряд важнейших геометрических теорем и заложить основы гидравлики. К этому же времени относится и начало его занятий философией. Блез прочел (кроме прочих) книги Эпикура, Декарта, а также книгу Монтеня «Опыты», которая произвела на него самое безотрадное впечатление: холодный скептицизм Монтеня отравленной стрелой вонзился в раскрытое вере и надежде сердце юноши. Даже система Декарта не доставила ему успокоения: Декарт обращался только к разуму, тогда как Паскаль искал истины, способной удовлетворить не только разум, но и сердце.

 



 
PR-CY.ru