ПАСКАЛЬ Блез - Страница 8

Его «Мысли» представляют собой отрывки из большого задуманного им сочинения в защиту религии. В последние годы жизни одна мысль всецело наполняла собой его истерзанную душу – что будет с нами после смерти? Вера ответила ему на этот вопрос, но только для него лично. Он знал, что на свете есть много скептиков и неверующих, и ему хотелось открыть глаза невидящим, убедить сомневающихся, пристыдить гордящихся своим разумом. Паскаль хотел приложить к христианству тот самый метод, которому он следовал для доказательства научных проблем, т.е. выставить ряд фактов, в существовании которых наш разум не может сомневаться, а затем доказать, что эти факты объясняются только с помощью христианской религии. По его мнению, человек, исполненный противоречий в своей нравственной и физической природе, есть загадка, разрешимая только при помощи христианской религии. Паскаль удивляется, прежде всего, равнодушию человека перед этой загадкой, к разрешению которой должны быть направлены все его усилия, поскольку, в самом деле, что такое человек, как не соединение самых неразрешимых противоречий? В одно и то же время он – самое великое и самое ничтожное из существ. Он постигает своим разумом великие тайны природы – и достаточно порыва ветра, чтобы навсегда погасить светоч его жизни. Все, что он ни задумывает, доказывает в одно и то же время и силу его мысли, и ее слабость. На каждом шагу его ум наталкивается на такие преграды, перед которыми волей-неволей он должен склониться. Ничтожный промежуток времени, назначенный для его жизни, он не умеет употребить как следует, заняться единым на потребу. Напротив, человек стремится забыться, старается отвратить свою мысль от самых главных вопросов своего существования, забавляет себя игрой, охотой, политикой и таким образом убивает время, пока оно, в свою очередь, не убьет его. А между тем, при всех слабостях в душе человека никогда не угасают инстинкты великого и божественного. Человек несчастен и слаб, но он знает, что он страдает, – и в этом его величие. Все достоинство человека состоит в его способности мыслить. Блез Паскаль умер в возрасте 39-ти лет, что не позволило ему, отойдя от скептицизма, достаточно глубоко продумать свою собственную, философски оригинальную систему. Другое дело – изложение популярных религиозно-философских идей, служащих обращению неверующих к религии. Поэтому в теоретическом аспекте Паскаля-мыслителя волнуют, прежде всего, вопросы религиозной философии и морали, которые у него нередко переходит в популярную теологию. Так, критикуя философские воззрения стоиков, которые «утверждают, будто всякий, не достигший глубин мудрости, глуп и порочен», Паскаль называет их высокие требования к необходимости обретения глубин мудрости «неисполнимыми и суетными». Вместе с тем, сам он утверждает: «Лишь христианская религия может сделать человека и счастливым, и достойным любви. Будучи просто порядочным человеком, нельзя обладать этими качествами в одно и то же время». Учитывая сказанное о Паскале-апологете, становится понятно, почему он не принимает философию без Бога. В его глубокой религиозности и заключаются принципиальное отличие Паскаля от таких известных французских писателей-моралистов, как Франсуа де Ларошфуко (1613–1680 гг.) и Жан де Лабрюйер (1645–1696 гг.). Эта же позиция хорошо прослеживается и в его отношении к великому французскому философу-рационалисту Ренэ Декарту (1596–1650 гг.): «Не могу простить Декарту: он очень хотел бы обойтись без Бога, но так и не обошелся, заставил Его дать мирозданию щелчок и тем привести в движение, а потом Бог стал ему не надобен».

 



 
PR-CY.ru