ПАСКАЛЬ Блез - Страница 3

Лишь однажды луч света озарил мрачную мистическую глубь его истерзанной души и возбудил в нем надежду на счастье. Кто была та особа, пробудившая нежное чувство в душе юного философа, неизвестно, но можно предположить, что она стояла высоко на общественной лестнице и не захотела перешагнуть через разделявшую их социальную бездну. Внушенное ею чувство было почтительное, робкое и вполне идеальное, что доказывается относящимся к этому времени небольшим сочинением «Рассуждение о страстях Любви», которое один из критиков назвал поэтической рапсодией, продиктованной Паскалю песнями Петрарки и Рафаэля. Декартовским врожденным идеям разума Паскаль здесь противопоставляет врожденные чувства, из которых самое сильное – это любовь. По мнению Паскаля, мы пришли в мир, чтобы любить и наслаждаться, что не требует никаких доказательств, потому что чувствуется человеком. Конечно, слово «наслаждение» он понимает не в вульгарном смысле чувственного удовольствия, а напротив, как величайшее счастье, доступное лишь человеку: любовь должна покоиться на идеальных началах и служить источником всего возвышенного и благородного. Поэтому с 1652 г. он вдруг чаще стал появляться в свете и даже высказывал своей сестре-монахине мысли о возможной своей женитьбе. Но любовь Паскаля не увенчалась успехом: Этьен Паскаль умер 24 сентября 1651 г., затем незамедлительно ушла в монастырь Пор-Рояля младшая красавица-сестра Блеза Жаклин, талантливая поэтесса, одаренная добродетелями нежного сердца и живого ума, для которой старший брат был ее кумиром. Потеряв опору, которую он находил в нежной сердечности сестры и размеренном образе жизни под контролем отца, Паскаль полностью, до физического и нервного истощения, окунулся в свои математические изыскания, последствия чего сказались быстро: Блез, вначале по возможности игнорировавший рекомендации врачей о необходимости отдыха, был вынужден с ними согласиться. 23ноября 1654 г. Паскаль внезапно получил мистическое озарение. Это произошло вечером, в день после потрясшего его чудесного спасения. Четверка лошадей экипажа, на котором ехал Блез, неожиданно понесла, вылетела на мост – и полетела в реку. Но... постромки оборвались, и экипаж чудом остался на мосту. Чудесное спасение от, казалось бы, неминуемой гибели, и последовавшее за ним мистическое переживание произвели на религиозно экзальтированного Паскаля глубочайшее впечатление – он окончательно распрощался со светской жизнью. В этом его горячо поддержала и его сестра Жаклин, монахиня Пор-Рояля, которой были неприятны рассуждения брата о возможности его женитьбы. Однако пережитое потрясение было настолько сильным, что Паскаль стал страдать галлюцинациями. Подавленное настроение духа привело его в начале 1655 г. в Пор-Рояль, где он вел непомерно строгую аскетическую жизнь, много молился, глубоко изучал Библию и труды отцов церкви. На мистический путь Паскаля натолкнуло и еще одно обстоятельство: в 1656 г. его племянница и крестница после усиленного лечения от глазной болезни, которое к тому времени уже продолжалось около трех с половиной лет, пошла в церковь Пор-Рояля, где была выставлена игла из «настоящего тернового венца Спасителя». Она приложилась – и, о чудо, – болезнь сдалась! Это и было воспринято экзальтированным Паскалем как новый ниспосланный ему знак свыше. Он, столь исстрадавшийся от болезней, понял, что призван написать свои размышления о чудесах. И стал писать. А когда с 1658 г., как утверждают, он уже не мог ни читать, ни писать, то, при редких улучшениях здоровья, продолжал диктовать другим.

 



 
PR-CY.ru