ПАПСТВО - Страница 16

По мнению Григория VII, только папа, как единственный глава церкви, обладает правом поставлять и низлагать епископов, только он может созывать общецерковные соборы и выполнять их постановления. Папские декреты не могут отменяться никакими земными властями, и любое дело, представленное на рассмотрение папского суда, с этого момента уже не может рассматриваться или пересматриваться в какой-либо инстанции. Таким образом, могущество папства было обосновано тем, что в каноническое право было введено учение о превосходстве папской власти над светской и о праве пап вмешиваться в дела государей. В результате император Оттон IV Виттельсбахский (1208–1218 гг.) отказался от права патронатства над Римом (1201 г.), за что получил, «милостью Божьей и папской», сан короля. Пользуясь борьбой Оттона IV с Филиппом Швабским, Иннокентий III взял на себя роль судьи в Германии. Французский король Филипп II Август (1180–1223 гг.) объявил себя покорным папе, английский король Иоанн Безземельный тоже признал себя в ленной зависимости от папы. При Иннокентии III папство с особенной энергией пытается влиять на Востоке, чему значительно способствовали крестовые походы. В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, и главный центр православия на Востоке был сокрушен. Папа разослал во все страны миссионеров, писал письма к сербским и болгарским государям, к русским князьям, приглашая всех подчиниться Западной церкви. В 1215 г. был созван собор, где ввиду привязанности Восточной церкви к своему богослужению была принята новая система латинской пропаганды в православных странах, так называемая униатская. XIII век в истории папства – это и торжество теократической идеи о господстве католической церкви на земле. Римский престол был верховным трибуналом для всех церковных, нравственных и политических дел. В своем стремлении к беспредельной власти папство видоизменило первоначальную миссию церкви. Однако христианская религия понималась папством слишком материально – и эта материализация церкви вызвала глубокую оппозицию. И религиозное чувство, и научная мысль, и светское государство соединились в борьбе против папства. Его последняя крупная победа состояла в уничтожении Гогенштауфенов, вместе с империей. Фридрих II (1218–1250 гг.), сын Генриха VI Гогенштауфена (1190–1197 гг.) и внук Фридриха I Барбароссы, последний замечательный средневековый император, не мог выдержать борьбы, т.к. средневековая империя уже утратила свой смысл. Папы Григорий IX (1227–1241 гг.) и Иннокентий IV (1243–1254 гг.) восстановили против него множество врагов в Италии, в Германии, по всей Европе, предали его проклятию на Лионском соборе 1245 г., призывали к крестовому походу против него – и Фридрих II смирился. Со времени казни Конрадина (1268 г.) папы не имели соперников в Италии. Германские Габсбурги признавали себя ленниками (данниками) папы. В результате падения императорской власти и распада Германии на княжества папская курия полновластно хозяйничала в немецких землях. Тем не менее, в понтификат Бонифация VIII (1295–1303 гг.), когда права папского престола отстаивались особенно решительно, папская власть стала ослабевать. В лице национального государства, возникшего в конце средневековой эпохи, папство встретило более серьезного противника, чем Священная Римская империя.

 



 
PR-CY.ru