ПАПСТВО - Страница 51

Герсон, основываясь на политических доктринах, проповедует революцию против тиранического папы, разрешая всякое средство, лишь бы цель была достигнута. Если папа противится созванию собора, то об этом должны позаботиться светские государи и народ, «до последней старухи». По учению Николая Кузанского, всякое правительство, следовательно, и папское, основано на договоре и добровольном подчинении пасомых. Энеа Сильвио (будущий папа Пий II) сравнивает отношение папы к церкви с отношением государя к народу. Учение об автономности общины, основанное на естественном праве самозащиты, на теории общественного договора и условного подчинения, выработанное французскими легистами и схоластикой, вдохновляло многих отцов Констанцского собора. Здесь с еще большей резкостью были поставлены две противоположные системы, чем во время спора Филиппа IV Красивого с Бонифацием VIII и Людовика Баварского с Иоанном XXII. Представители церковной реформы находили, что церковь не нуждается в посреднике, получая благодать immediate a Deo, и что одновременное главенство папы и Христа обращает церковь в двуглавое чудовище. Прямой вывод отсюда (что папе нет места во вселенской церкви) маскировался, однако, софистическим учением о главенстве папы, отличном от главенства Христа. Папа – член церкви и сын ее; хотя он и выше народов и иерархов, но духовная власть каждого епископа столь же божественна. Власть папы вверяется ему церковью ex plenit u dine poiestatis, но не в собственность, а для применения в установленных церковью пределах. Он – орган исполнительный; его главенство – служебное по отношение к церкви, а не господство над церковью. Папа есть брат во Христе каждого христианина. Непогрешимость его прямо противоречит смыслу Священного Писания и опыту прошедшего и настоящего (отречение Петра, схизма многих пап, раскол и т.д.). Единый верховный правитель полезен, иногда необходим для охранения единства и благоустройства церкви, но от этого не должна страдать самостоятельность отдельных церквей, внешний строй которых применяется к особенностям наций и земель. Собор, таким образом, был выразителем феодальной тенденции: постепенного подчинения одной иерархической ступени другой, и всех – папе, но не иначе как через ближайших начальников. На соборе раздавались голоса о бесполезности «не богоучрежденной» коллегии кардиналов; другие, напротив, стояли за расширение ее компетенции. В видах ограничения папства собор настаивал на полной децентрализации административной власти, путем системы периодических общих и поместных соборов, с автономными правами и правом сопротивления папе. Под plenitudo potestatis papalis реформаторы разумеют не всю сумму власти на земле, а только один из видов законной власти, и сводят ее к власти ключей: «вязать и решать» верующих, поучать их, исправлять их принудительными мерами, подвергать духовному суду, преподавать таинства, получать материальные средства от паствы и руководить церковной иерархией. По качеству эта власть не отличается от епископской; только количественно, по сфере распространения, она превосходит все виды духовной власти. Вся история папства представлялась реформаторам, с одной стороны, постоянным увеличением дарованных ему церковью полномочий в интересах той же церкви, с другой стороны – узурпацией прав и территорий светских владетелей. Реформаторы стремятся возвратить папство к апостольским временам и уничтожить все, что пристало к нему вследствие алчности, тщеславия, гордости самих пап и «лести толпы». С этой целью ограничивалась имущественная власть папы. Папа, подобно другим иерархам, не есть владетель церковного имущества, а только временно пользуется им.  См. также ПАПА РИМСКИЙ.



 
PR-CY.ru