ПАПСТВО - Страница 14

В знак признания мирских вассальных обязательств епископам было позволено приносить присягу императору, который, в свою очередь, вводил их во владение церковными землями посредством скипетра. Однако перстень и посох, а с ними и признание церковной власти епископы получали от митрополита. Враждебная папству партия постепенно была вынуждена смириться, а Вормское соглашение получило самое широкое признание и за пределами Священной Римской империи. В Англии уже был заключен Лондонский конкордат (в 1107 г.; он и послужил прообразом Вормского конкордата), за которым последовала длительная борьба между Ансельмом Кентерберийским и английскими королями Вильгельмом II Рыжим (1087–1100 гг.) и Генрихом I Ученым (1100–1134 гг.). Во Франции проблема инвеституры никогда не выступала на первый план из-за имевших здесь место сильных реформаторских тенденций и слабости светских правителей, что приводило к снижению роли епископов как мирских вассалов. В XII и в начале XIII вв. папство достигло такого могущества, какого оно не имело во всей истории католической церкви. В XII в. всюду были уничтожены браки духовных лиц, однако вопрос об инвеституре продолжал возбуждать упорную борьбу. Папа Пасхалий II предложил императору отказаться от инвеституры, а епископам – от всех светских владений. Исполнение такой программы было бы громадным переворотом, уничтожавшим созданный за последние три века порядок. Но реформа Пасхалия II потерпела неудачу: Вормский конкордат был всего лишь компромиссом между императором и папством. Светская власть потерпела ущерб, но теократия (в духе Григория VII) не осуществилась: связь духовенства с государством была сохранена. Неясность конкордата и теократические стремления папства были причиной дальнейшей борьбы папства с императорами, в которой папство, в конце концов, одержало полную победу. Ограничение власти епископов стало следующим шагом к дальнейшей централизации папской власти. Папы настаивали на том, что постановления пап или соборов могут быть пересмотрены только папой. В это время за папским престолом впервые было закреплено право отлучения от церкви, а также право канонизировать святых, которым до тех пор обладали и другие епископы. Учреждение папской инквизиции в конце XII в. и в начале XIII в. также означало дальнейшее оттеснение папством епископов на этом поприще. Усилению Западной церкви и папству во многом помогли крестовые походы. Во главе этого движения встали также папы. Благодаря многочисленным пожертвованиям отправляющихся в Палестину князей и баронов церковь приобрела громадные богатства. Влияние папства распространилось и на Востоке. Вновь образовавшиеся духовные рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден) были могущественным орудием в руках папства. Его возвышению в этот период значительно способствовало и сильное развитие монашеского духа. Образовавшимся во второй половине XI и в XII вв. новым монашеским орденам папы предоставили всевозможные привилегии. Особенную услугу папству оказали нищенствующие ордена. С их поддержкой папство окончательно сокрушило империю. Искусный и упрямый политик папа Александр III (1159–1181 гг.) смело выступил против Фридриха I Барбароссы (1152–1190 гг.) из династии Гогенштауфенов, доказывая, что императорская власть есть бенефиция папства, отлучил императора от церкви и повторил с ним сцену в Каноссе.

 



 
PR-CY.ru