ПАПСТВО

ПАПСТВО – религиозно-политический центр католической церкви; возник в период крушения Римской империи (в V в.) на базе римского епископства. Всю историю папства можно условно разделить на внешнюю и теологическую (теоретическую). Внешнюю историю также можно разделить на несколько периодов: древнюю историю, эпоху раннего и позднего Средневековья, период возникновения национальных государств, эпоху Возрождения, период Реформации, эпоху абсолютизма и революции и современный период. Первые римские епископы себя ничем особенно не проявили, выполняя лишь свои миссионерские обязанности, за исключением Климента I (88/89 – 97/99 гг.), автора близких к иудеохристианству религиозных сочинений, сближавших учения апостолов Петра и Павла. Самое раннее свидетельство признания авторитета Римской епископской кафедры относится к правлению папы Виктора I (189–199 гг.). Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. Виктор I в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы епископы Малой Азии следовали в этом вопросе обычаю Римской церкви. До середины II в. Пасху в Риме праздновали в воскресенье после 14 нисана по еврейскому календарю (независимо от того, на какой день недели оно приходилось). Когда папа Аникет (154\155 – 165/166 гг.) обратился к восточным церквам с требованием принять римский обычай, Поликарп Смирнский отправился в Рим, чтобы изложить доводы в пользу восточной традиции. Он убедил Аникета отозвать свое требование, и спор остался неразрешенным. Когда же папой стал Виктор I, он предложил епископам собрать поместные соборы на Востоке и Западе, чтобы там они изложили свою точку зрения. После чего он возобновил первоначальное требование папы Аникета и отлучил от церкви восточных епископов, которые ослушались его приказа. В ответ восточные епископы предали проклятию римского епископа. Впоследствии Поликарп Смирнский снял проклятие, и на условиях, о которых нам не известно, малоазийские церкви мирно приняли римский обычай. Авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии уже в середине II в., а в III в. римский епископ Стефан I (254–257 гг.) во время спора о крещении еретиков требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Римский император Аврелиан (270–275 гг.) решил передать Антиохийскую церковь партии антиохийских христиан, поддерживаемой италийскими епископами, в частности – епископом римским. Таким образом, в течение трех первых веков христианства, когда церковь была вне закона и периодически подвергалась гонениям, христианские общины обращались в Рим, однако лишь изредка, в особенно трудных и важных случаях. Это было время, известное в истории как период великого переселения народов, и примат римского епископа опирался на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима: папа жил в «вечном» городе, столице мира. Поскольку римские императоры были и верховными жрецами (Pontifex maximus), то это название перешло и к папе, который как бы взял в свои руки наследие императоров. Еще большее значение имело религиозное оправдание первенства Рима, поскольку, согласно преданию, Римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом.

 



 
PR-CY.ru