МАКАРИЙ - Страница 20

В тексте описи выделяется икона с изображением святого в рост, единственная имевшая приклады, которая хранилась у гроба. Фон иконы (празелень) даёт исследователям возможность говорить о создании её во второй половине XVI в. Исследователи полагают, что этой иконографии следует двухсторонняя пелена с прямоличным ростовым образом Макария, вложенная царицей-инокиней Марфой и Михаилом Фёдоровичем в монастырь в благодарность за освобождение из польского плена Филарета (Романова) (1620 гг., Костромской церковный историко-археологический музей). По преданию, пелена была вышита Марфой. Исследователи полагают, что этот образ святого и был впоследствии почитаем как чудотворный. Его описание не сохранилось, а история прослеживается с трудом. В составе чудес, дополнивших «Пространную редакцию Жития» в конце XVII в., есть рассказ о чуде, случившемся при игумене Никите, в 1671 г., когда упали своды новопостроенной церкви, и все иконы были повреждены, но образ Макария «ничим же ниже малым чим повредися целе и стройне обретеся». При царе Фёдоре Алексеевиче эту икону возили для поклонения в Москву, где она была богато украшена. Исследователи полагают, что именно после этого чуда слава чудотворной закрепляется за древнейшей иконой основателя монастыря. В «Сказании об обретении мощей» упоминается икона преподобного на гробе. В 1758 г. на икону была сделана серебряная риза, в которой был использован старый венец. В апреле 1758 г., во время пожара, сгорели и гробница, и чудотворная икона святого, и другие его образы, а в 1761 г. на гроб была написана новая икона. В изданиях XIX в., время от времени забывая о пожаре, писали о древнем чудотворном образе Макария, сохранявшемся на раке преподобного, но эта икона не считалась чудотворной. В Макариевском храме в 1624 г., через пять лет после канонизации, было семь икон святого (из них одна возлагалась на раку; вторая – ростовая; третья, скорее всего, как полагают исследователи, житийная) в иконостасах главного алтаря и двух приделов, в деисусном ряду. Иконография образа на гробе, согласно описи 1624 г., – это прямоличное изображение святого с «Троицей ветхозаветной» над ним, в облаках; был ли образ поясным или ростовым, исследователям неизвестно. У иконы было мало прикладов, это заставляет исследователей предположить, что она новая. Желтоводская чтимая икона, которая считалась списком с унженского чудотворного образа, привезённого иноком Авраамием из Унженского монастыря, скорее всего, как полагают исследователи, была выполнена по заказу инока Авраамия без посещения Унженской обители, иначе бы это было отмечено в его «Духовной» («Духовная изустная память». 1850 г.). Согласно тексту «Духовной», этот образ был в чеканном окладе, с цатами и гривнами, в киоте, на створках которого были написаны житийные клейма. Икона была утрачена ещё в древности. Чтимый желтоводский образ, опубликованный в 1901 г. священником Александром Николаевичем Снежницким, был большого размера – 2 аршина на 1,5 аршина (142,5×106,5 см). В среднике иконы святой был представлен в рост, правой рукой благословлял, в левой держал свиток. Вокруг средника было 18 клейм со сценами из Жития. На верхнем поле – образ Спасителя.

 



 
PR-CY.ru