МАКАРИЙ - Страница 25

Особый интерес для исследователей представляют иконы, основой иконографии которых стало одно из чудес Жития. Это, прежде всего, те события, которые символизировали помощь Макария Галичскому краю и всей Русской земле. Один из наиболее известных памятников такого рода – икона «Чудо о Солигаличе» середины XVIII в. из старособорной Успенской церкви (1778 г.) Солигалича (Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), почитавшаяся чудотворной. Тот же сюжет был помещён на фасаде Успенской церкви, поставленной на месте древнего храма, существовавшего уже в 1628 г. и имевшего придел во имя Макария. Этот сюжет изображён на иконе из Нововалаамского монастыря изографа Прохора Горбунова, вложенной, согласно надписи на обороте, в 1748 г. в Успенскую церковь. Эти иконы позволяют исследователям говорить о широком народном восприятии святого защитником Отечества как о наиболее важном аспекте его почитания. Ещё один сюжет Жития стал темой образа в XIX в. Это – чудо 1618 г. о явлении Макария юродивому Никите из Тихвинского монастыря и о предсказании монахам наказания Божия за «пиянственное житие». В состав «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» и в Житие Макария оно вошло в XVII в. Одно из ранних изображений этого чуда есть на Тихвинской иконе Божьей Матери 1680 г. из калужской церкви иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Центральный музей имени Андрея Рублёва). Оно стало сюжетом иконы «Явление и завет преподобнаго и Богоноснаго отца Макария», которую преподнёс начальнику Алтайской миссии архимандриту Владимиру (Петрову) епископ Иеремия (Соловьёв), находившийся в нижегородском Печерском монастыре. С XVII в. образ Макария включается в храмовые росписи. Один из ранних примеров – церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1640 гг.). Житийный цикл из нескольких сюжетов был помещён на стенах Макариевского храма Желтоводского монастыря (1808 г.). Исследователи отмечают, что многочисленны сохранившиеся образы Макария в составе избранных святых. На основании этой части иконографического наследия исследователи отмечают, что в народном сознании Макарий воспринимался как один из самых чтимых святых: нередко на иконах он представлен в паре с преподобным Сергием Радонежским («Господь Вседержитель на престоле с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Макарием Унженским и Желтоводским», Соликамский областной краеведческий музей), на иконе 1886 г. «Собор Костромских святых» (Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) Макарий занимает центральное место среди наиболее чтимых Костромских чудотворцев. Большое распространение в среде старообрядцев-беспоповцев получил «Образ всех Российских чудотворцев»; на этой иконе Макарий, почитавшийся староверами, включён в группу преподобных (Исторический музей, Русский музей и другие собрания). Ряд произведений отражает региональные особенности почитания Макария. Преподобного изображали с местночтимыми святыми, связанными с костромскими и нижегородскими землями, такими как преподобные Иаков Железноборовский, Тихон Лухский, Варнава Ветлужский, с Каргопольем – вместе с преподобным Александром Ошевенским, с Унженским монастырём – вместе с Митрофаном Воронежским, с блаженным Прокопием Устюжским и др. Образ Макария в разной иконографии представлен в прорисях (собрания Исторического музея, Русского музея, Музея Санкт-Петербургской духовной академии и др.). В XIX в. получили распространение гравюры с образом святого в молении и с монастырём на позёме.



 
PR-CY.ru