МАКАРИЙ - Страница 21

Икона была одета в серебряную позолоченную ризу с прорезями для лика, рук, клейм, выполненную по заказу вязниковского купца Иосифа Синцова (эта икона также не сохранилась). Чудотворная икона преподобного Макария в Хергозерской Макариевской пустыни в Каргополье утрачена после Октябрьской революции 1917 г. Анализ текста «Сказания о хергозерском образе» позволяет исследователям предположить, что чтимая в Александровом Ошевенском монастыре икона была перенесена на Хергозеро, а позднее стала одной из наиболее известных местных святынь (хотя возможны и другие варианты интерпретации этого текста). Описание чудотворного образа отсутствует, но благодаря публикации 1910 г. исследователи могут частично реконструировать иконографию каргопольской святыни. Её средник (30,8×26,4 см) с образом Макария, изображённого в храме «в молении о народе», вынимался из рамы (97,4×71 см), на которой было написано 11 клейм Жития. Скорее всего, как полагают исследователи, Макарий был представлен в рост в молении «Троице Ветхозаветной» или Господу Вседержителю в небесном сегменте. Точных списков этого образа не осталось, но сама конструкция – икона Макария и рама с Житием – встречается в Каргополье. Изображения преподобного сохранились в большом количестве: это единоличные образы различной иконографии, житийные иконы, нередко его образ входит в состав избранных или палеосных святых, обязательно присутствует в Соборах Костромских и Русских святых. Образ Макария есть в прорисях, в лицевом шитье, в гравюре и книжной миниатюре, в скульптуре и стенописи; в различных собраниях есть эмалевые и чрезвычайно редко меднолитые образки. Единоличные образы Макария известны исследователям с конца XVI в. Первая группа памятников восходит к прямоличному образу («Макарей стоячей» у гроба святого) в унженской и желтоводской традиции. Древнейшим сохранившимся произведением этого иконографического типа исследователи называют пелену из ризницы нижегородского Спасо-Преображенского собора (Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник), которую исследователи датируют концом XVI – началом XVII вв. Ряд произведений первой пол. XVII в., принадлежащих к этому типу, имеют нижегородское, ярославское или муромское (например, икона второй четверти XVII в., Муромский историко-художественный музей) происхождение и свидетельствуют о популярности святого в Поволжье. Поясные прямоличные образы Макария сохранились в нескольких памятниках XVIII – начала XX вв. Среди них особенно важен, по мнению исследователей, последний прославившийся чудотворный образ этого святого (начало XX в.) из Воздвиженского храма села Алтуфьева в Москве. К особому варианту этого типа исследователи относят скульптурный образ Макария из «старособорной» Успенской церкви Солигалича, изображающий святого прямолично в рост, с крестом и копьём (последняя треть XVIII в., Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Это – единственный сохранившийся памятник макариевской тематики в русской художественной пластике, хотя ещё в начале XX в. резные образы Макария в храмах Костромской земли исследователи встречали.

 



 
PR-CY.ru