МАКАРИЙ - Страница 14

Архиепископ отправился в Желтоводскую обитель, где «вдаде тайно» часть мощей архимандриту Тихону, а потом поехал в Москву. Архимандрит Тихон спрятал частицу мощей в церкви «в сокровеннм мѣстѣ». За это непочтительное деяние по отношению к мощам Макария вскоре и архиепископ, и архимандрит поплатились: «…Смятошася умомъ своимъ, подвигошася яко пиянии, и вся мудрость ихъ поглощена бысть: нападе бо на ня страх и трепет» (Российская национальная библиотека). Архимандрит Тихон бежал «въ поморския страны и въ тамошнихъ пустыняхъ и монастырѣхъ нача скитатися, яко единъ отъ странныхъ монаховъ». А на архиепископа Симеона находил «нѣкий ужасъ и изступление ума», он часто слышал «гласъ, невидимо к нему глаголющь: почто отъялъ еси от мощей моихъ часть?» От этого он впал в тяжёлую болезнь, во время которой ему явился Макарий и сказал: «Не имамъ ти дати покоя, дондеже паки ю къ тѣлеси моему положиши». Архиепископ начал «моления приносити ко Христу Богу и ко Пречистѣй Богородицѣ» о своём выздоровлении, призывая на помощь и Макария. Поведав о случившемся патриарху, он молил его «со слезами» взять часть мощей у архимандрита Тихона, отослать её в Унженский монастырь и положить в гроб Макария. Патриарх велел разыскать архимандрита Тихона, бывшего тогда «въ нѣкоей пустыни» в Нижегородских пределах, и доставить в Москву. А оттуда послал его в Желтоводский монастырь за спрятанной частью мощей Макария. Архимандрит исполнил поручение патриарха. Когда тот получил частицу мощей Макария, облобызал её и «иде в царския палаты къ благочестивѣйшему государю царю Феодору Алексеевичу», который «воздал им должное» (Российская национальная библиотека). После этого патриарх велел архимандриту Тихону отправиться в Унженскую обитель и там вместе с игуменом Митрофаном вернуть часть мощей в гробницу святого. Приказание патриарха было исполнено: частица мощей Макария «со всякимъ благоговѣниемъ» была возвращена в гробницу (Российская национальная библиотека). Пытаясь объяснить нахождение мощей святого под спудом, автор «Сказания об обретении мощей...» ссылался на постановление патриаршего Собора, в котором говорилось, что вновь обретённые мощи должны быть освидетельствованы великим архиерейским Собором, но «невозможно собору архиерейскому в монастыре сем быти, зане в пустынных есть мѣстѣх, и от градовъ, идѣже архиерее жительствуютъ, удаленъ есть» (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru