МАКАРИЙ - Страница 11

Именно Романовы, по мысли автора «Истории вкратце о пришествии великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича… в… Унженскую обитель…», признали Макария «великим чудотворцем». Когда комиссия привезла материалы расследования о чудесах Макария в Москву, в августе 1619 г. патриарх соборно подтвердил общерусское празднование преподобному. О почитании Макария свидетельствуют «отпускные челобитные служилых людей» 1626–1629 гг. Отпуск со службы часто мотивировался необходимостью поездки в Макариев Желтоводский монастырь на богомолье. Есть около двадцати записей о паломничествах к «Макарию Желтоводскому». Среди паломников были глава Посольского приказа Иван Тарасьевич Грамотин и его племянник Илья Данилович Милославский. Такое значительное количество записей о паломничествах зафиксировано лишь по отношению к Солвецкому в честь Преображения Господня монастырю. Имя Макария было включено в Чиновник московского Успенского собора, составление которого датируется 1633 г. В числе 13 канонов русским святым канон Макарий вошёл в первое издание «Канонника» (М., 1636 г.). Макарий прославляется в «Похвальном слове русским преподобным», созданном в 1645–1647 гг. на Соловках монахом Сергием (Шелониным), где сказано, что Макарий известен «свѣтлостию» жития, и в четвёртой песне «Канона всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим», составленного этим же книжником. Святой почитался не только на землях Поволжья, но и на Русском Севере. Зарождение культа нижегородского святого в Каргополье началось в 1630–1640 гг., одновременно с возникновением Макариевской Хергозерской пустыни, в которой находилась чудотворная икона Макария. Описания многочисленных исцелений есть в «Сказании о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макариа, Желтоводскаго и Унжескаго чудотворца, в Хергозерской пустыне обретающихся» (опубликовано; Тарасенко обнаружила ещё один список – Библиотека Академии Наук). Александр Валерьевич Пигин датирует составление текста 1660–1670и гг.; его вероятным автором мог быть священник Иоанн, настоятель Покровской церкви села Лядины Каргопольского уезда. В 1860 гг. «Сказание о преславных чудесех...» было любимым чтением жителей Каргополья. Существуют народные предания о путешествии Макария по Северу и об основании им Хергозерской пустыни. В XVIII–XIX вв. ежегодно 24–25 июля на Хергозеро из Каргополя совершался многолюдный крестный ход. В Каргополье было построено много часовен, посвящённых Макарию; среди крестьян Макарий наряду со святым Власием почитался покровителем скота.

 



 
PR-CY.ru