МИНА - Страница 10

Мощи Мины на Руси сохранились как вложения в новгородских предметах богослужения и литургической утвари. Среди них – наперсный деревянный крест с резным Голгофским крестом в сканой серебряной оправе из новгородского Софийского собора (первая половина XVI в.; Новгородский государственный областной музей-заповедник); воздвизальный крест «соловецких старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского» новгородской работы (1560/1561 г., ныне в Государственных музеях Московского Кремля). По мнению Елены Анатольевны Моршаковой, частица мощей Мины из креста соловецких старцев, названная вместе с частицей мощей мученика Виктора, имеет константинопольское происхождение. Есть мощи Мины и в складне-мощевике работы новгородского боярина С. Трусова (1561/1562 г., Государственные музеи Московского Кремля), подаренном соловецкому игумену Филиппу (Колычеву), в кресте 1591 г., вложенном в Антониев Сийский монастырь Новгородским митрополитом Александром (ныне в Историческом музее). Согласно описи 1669 г. Образной палаты царского дворца, там хранилась «кость» Мины, принесённая патриархом Паисием Александрийским в 7176 (1667/1668) г. Исследователи полагают, что к этой святыне восходит часть мощей в складне-мощевике работы московского серебряника А.А. Жданова (1720 г.; Государственные музеи Московского Кремля), на котором квадрифолии-окошки для мощей сопровождаются «портретами» святых; среди них есть изображение Мины. Мощи Мины находятся в ковчеге-мощевике, который был создан для престола, посвящённого этому святому, и с 1844 г. хранится в Благовещенской церкви посёлка Лальск (Кировская область) вместе с ещё одним ковчегом-мощевиком, в состав которого включены больше 30 частиц мощей святых. Простой по декоративному оформлению, этот мощевик (первая треть XVIII в.) заключает в себе святыни из Свияжска, Твери и Москвы; частицы мощей вселенских святых соседствуют с частицами мощей русских святых, весь центральный ряд – это мощи святых князей, почитаемых в семье Романовых как в московский, так и в петербургский периоды: царевича Димитрия, князей Владимира Киевского, Александра Невского, Михаила Черниговского и Михаила Тверского. В конце XX в. митрополит Афанасий (Киккотис) привёз частицу мощей Мины из Киккского монастыря на подворье Александрийского патриархата в Москве. Древнейшее упоминание о храме, посвящённом Мине, в Старой Руссе относится к 1497/1498 г. (исследователи полагают, что построен в 1410 гг.). С этой церковью связана легенда: во время шведского нападения на Руссу воины Яна Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же лишились зрения. Полководец, поражённый этим событием, послал всех ослепших в Швецию в доказательство чудес, совершающихся в православных русских храмах. Мина (без указания на лик святости и без географического определения, просто как «святой Мина» или «Миня») достаточно часто (хотя и заметно реже, чем великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский) упоминается в древнерусских неканонических молитвах с письменной фиксацией в старших сборниках заговоров второй четверти XVII в. – времени царя Михаила Фёдоровича. Чаще и раньше всего обращения к Мине зафиксированы в воинских заговорах против вражеского оружия, оно, несомненно, вызвано своеобразной этимологизацией имени, созвучием с глаголом «миновать» («Святый Миня, минуй, Господи, всякую стрелу тотарскую (!), и копьё всякое, и лук, и ядро пищальное, и топор, и нож…»). Это, безусловно, указывает на включение имени Мины в тексты заговоров на русской почве. Частое упоминание среди противников (носителей оружия) поволжских народов (татар, башкир, черемисов, чувашей и др.) свидетельствует, очевидно, о времени окончательного формирования текста таких заговоров: середина – вторая половина XVI в., когда в регионе достаточно регулярно велись военные действия; впрочем исследователи не исключают того, что в данное время этот перечень был лишь дополнен и актуализирован. Позднее (как полагают исследователи, в результате устной передачи) глагол «миновать» мог ошибочно заменяться глаголом «миловать» – «Святый Мина, помилуй всякую стрелу». Гораздо реже (и, как полагают исследователи, в более позднее время) Мина упоминается в заговорах, преследующих иную цель, например, «на власти» в сборнике 1736 г., где он сочетается с частично созвучным глаголом «вменить».

 



 
PR-CY.ru