МИНА - Страница 5

В греческом «Оксиринхском календаре» (535–536 гг.) 15 и 16 хатура (11–12 ноября) отмечены как дни памяти Мины, при этом 15-е число, очевидно, главный день праздника. Под этой же датой обозначено празднование в копто-арабском «Синаксаре» (XIII–XIV вв.), а под 15 бауна (9 июня) – освящение церкви во имя Мины в Марьюте. В коптском «Энкомии» в честь Мины засвидетельствовано три праздника: 15 хатура (мученичество), 15 бауна (обретение мощей) и 1 абиба (25 июня, освящение мартирия; эта дата не находит подтверждения в копто-арабском «Синаксаре»). Ряд посвящённых Мине церквей и монастырей упоминается в арабском средневековом сочинении «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» и в труде мусульманского историка аль-Макризи (XV в.). Средоточием культа Мины в Египте был большой паломнический центр Абу-Мина в Марьюте. Самые ранние археологические свидетельства о нём исследователи относят ко второй половине IV в. Исследователям точно известно, что в начале VII в. в комплексе главенствовали мелькиты (православные), при арабах же Абу-Мина перешёл под контроль Коптской церкви. Литературные источники упоминают имена императоров (Константина I, Иовиана, Валентиниана I, Аркадия, Зинона) и Александрийских патриархов (Афанасия I Великого, Феофила I, Тимофея II Элура), которые инициировали постройки на территории паломнического центра, однако археологические и другие исследования не подтверждают их участие. Первые упоминания в текстах о комплексе появляются в конце VI – начале VII вв. Точное наименование поселения исследователям неизвестно, в источниках это место называется «церковь святого Мины в Мареотисе». Над гробницей святого был построен храм, который исследователи датируют первой половиной V в. (в VI в. его сменила так называемая церковь Мученика в виде тетраконха сирийского типа). Весь комплекс был огорожен узкой стеной, с севера на юг главная улица с колоннами (конец VI в.) вела в центр, и по ней шли паломники, которые посещали гробницу святого. Для паломников были построены бани, торговые лавки, гостиницы для людей с разным доходом. На территории комплекса находилась винодельня, за стеной стояли жилые строения с магазинами, винными прессами, гончарными печами. К северу от комплекса располагалась так называемая Северная базилика с баптистерием, которую использовала Коптская церковь, когда Абу-Мина был под контролем халкидонитов; к востоку – так называемая Восточная церковь, окружённая кельями монахов. Неподалёку от поселения было кладбище. Торговля освящёнными предметами, связанными с Миной, достигала огромных масштабов. Объём производства вина свидетельствует о том, что его в большом количестве делали на продажу (до XII в. эта территория была оазисом с достаточным количеством воды). Гипсовые и глиняные амфоры из Абу-Мины найдены во многих областях Египта. Они подходили лишь для сыпучих веществ. В ампулах Мины (самые ранние исследователи датируют V в.) паломники увозили с собой лампадное масло (менее вероятно, воду) из гробницы святого, из хранилища под алтарём в церкви Мученика и др. Эти плоские терракотовые фляжки от 6 до 15 см в высоту имели горлышко с двумя ручками. На одной стороне был изображён Мина чаще всего с воздетыми руками в позе оранта, у его ног слева и справа – два верблюда, на другой стороне – крест или надпись: «Благословение святого Мины». Исследователи предполагают, что агиографические сюжеты с морскими чудовищами и деревянным изображением святого с верблюдами, которое сделал Афанасий, возникли под влиянием уже сложившейся иконографии мученика.

 



 
PR-CY.ru