МИНА - Страница 2

Несмотря на страшные страдания, Мина продолжал исповедовать Христа и порицать язычество. Правитель приказал растирать его раны шерстяными тканями и опалять огнём, но и после этого святой оставался непоколебимым в вере. Он отверг предложенную ему отсрочку в два или три дня, и разгневанный Пирр повелел волочить Мину по острым железным триболам (шары со шипами) и бить по лицу и шее. Видя непоколебимость Мины, правитель вынес ему смертный приговор. Мину вывели за город и обезглавили, а тело предали огню. Однако христианам удалось спасти останки Мины от полного уничтожения и похоронить. Исследователи отмечают, что «Мученичество», составленное Симеоном Метафрастом (X в.), отличается некоторыми деталями: Аргириск здесь не упоминается; Мина сам возглавлял отряд Рутилиаков. О дне рождения императоров прямо не говорится, лишь указывается, что в городе был устроен праздник с лошадиными скачками. В конце повествования добавлено известие о том, что останки Мины были отправлены на его родину в Египет. Восточная традиция сообщает некоторые дополнительные детали. Согласно коптскому «Мученичеству», Мина родился в области Мареотис (современный Марьют, 45 км к юго-западу от Александрии), в городе Непаят (nepaeiat); согласно коптскому «Энкомию» и сказанию в копто-арабском «Синаксаре» (XIII–XIV вв.) – в городе Никиу (Пшати) в дельте Нила. В «Энкомии» подчёркнуто отрицается происхождение Мины из Мареотиса/Непаята, а также то, что он будто бы пас верблюдов (так говорится в предисловии к коптскому собранию чудес), и подчёркивается его высокое происхождение. Когда мать Мины молилась перед иконой Божьей Матери о даровании ей ребёнка, она услышала голос, сказавший «Аминь», в честь чего и назвала сына Миной (с перестановкой начального гласного в конец слова). Согласно коптскому «Энкомию», во время молитвы будущая мать Мины опустила палец в лампадное масло у иконы (исследователи предполагают, что этот агиографический сюжет послужил широкому распространению лампадного масла от мощей Мины среди христиан). Отец Мины Евдоксий был отправлен во Фригию и назначен там правителем. В 11 лет Мина потерял отца, в 14 – мать, в 15 – был против своей воли определён на военную службу. Далее сюжет повторяет греческую модель: эдикт Диоклетиана, уединение и аскеза Мины, признание себя христианином, пытки, обезглавливание, сожжение тела, спасение мощей от огня. В коптских источниках подробно описано возвращение останков Мины на родину. Согласно «Мученичеству», сестра Мины забрала мощи брата и привезла их в Александрию, где христиане собирались их торжественно похоронить. Однако ангел, явившись архиепископу, повелел водрузить мощи на верблюда и отпустить его. Верблюд остановился в местности близ города Непаят, и здесь мощи Мины были захоронены в построенной для них гробнице. В коптском «Антифонарии» («Дифнаре») сестра Мины названа Фёклой, что, по мнению исследователей, служит отголоском связи между Миной и первомученицей Фёклой, известной по их совместному изображению на ампулах. По другой версии, отражённой в коптском «Энкомии» и эфиопском «Мученичестве», отряд воинов во главе с военачальником Афанасием отправился из Фригии в район близ озера Мареотис для подавления восстания. Афанасий забрал останки Мины в надежде на помощь святого. Во время плавания на корабль напали морские чудовища с верблюжьими головами. Пламень от мощей Мины обжёг их, и чудовища почтительно склонились перед телом мученика.

 



 
PR-CY.ru