МИНА - Страница 3

После победы над бунтовщиками мощи Мины были оставлены в этой местности, т.к. везшие их верблюды отказывались двигаться дальше, и это было воспринято как божественный знак. Афанасий же сделал икону с изображением Мины и освятил её прикосновением к мощам. На иконе святой был представлен в образе воина, а у его ног лежали поверженные морские чудовища в виде верблюдов, поклоняющиеся мученику. Эту икону он оставил при мощах, над которыми возвёл гробницу, а другую такую же увёз с собой. О последующем всенародном обретении мощей Мины повествуют две разные версии. Согласно коптскому «Энкомию», в поселении, которое находилось рядом с местом захоронения мощей, жил хромой юноша. Во время прогулки он увидел, как горящая лампада проливала свет на место, где находились мощи Мины. Юноша заснул на гробнице, а проснувшись, обнаружил, что исцелился от хромоты. Благодаря этому чуду открылось место нахождения останков святого. Люди приходили туда и исцелялись от болезней, затем здесь была построена церковь с неугасимой лампадой, от которой люди брали масло для исцеления больных. По версии же копто-арабского «Синаксаря», пастух стал свидетелем того, как больной чесоткой ягнёнок, искупавшись в пруду, который располагался неподалёку от гробницы Мины, стал валяться по земле в этом месте, после чего исцелился. Тогда пастух, смешав воду с землёй, стал лечить этим средством больных овец. Весть об этом дошла до византийского императора, у которого была больна проказой единственная дочь. Обмазавшись той же смесью, она провела ночь на месте погребения Мины. Мученик явился ей во сне, предсказал исцеление и повелел откопать его мощи. Затем на средства, присланные её отцом, здесь был выстроен храм, который при императорах Аркадии и Гонории (конец IV – начало V вв.) стал центром большого селения. По сведениям «Синаксаря», этот центр действовал вплоть до арабского завоевания. Эфиопский «Синаксарь» не содержит дополнительных сведений, за исключением рассказа о разрушении храма Мины и неудавшейся попытке кражи мощей святого, а также о постройке новой церкви. Исследователи отмечают, что текст «Мученичества» на эфиопском языке (XV в.) более пространен, чем греческий, дополнен такими деталями, как имена матери и дяди святого и т.д.; родиной мученика названо вымышленное египетское селение Кетва (по мнению исследователей, искажённое Котией). Поздняя арабская версия повествует о том, что Мина принял мученичество вместе с матерью в Александрии в возрасте восьми лет. Исследователи не сомневаются, что здесь главный акцент сделан на коптском происхождении мученика и его смерти в Египте. В латинской редакции «Мученичества Мины», изданной Бонио Момбрицио, упомянут только император Диоклетиан, который во второй год правления издал указ о том, что все жители империи обязаны под страхом смертной казни приносить жертвы Аполлону, Диане и Минерве в благодарность за успехи в военных походах. Мина служил в армии города Котией во Фригии, но затем самовольно оставил службу и удалился в безлюдные места, посвятив себя Богу. Он был арестован правителем Пирром, т.к. помешал праздновать день рождения императора, войдя в театр, где собрались все жители города, громко воспевая Господа. Дальнейшее повествование по большей части состоит из диалогов мученика с Пирром во время допросов и пыток; речи Мины изобилуют цитатами из псалмов и Нового Завета, он высмеивает невежество язычников и в ответ на угрозы правителя предать его страшным пыткам, говорит о вечных мучениях, ожидающих тех, кто противятся Истинному Богу. Накануне казни, которая произошла 11 ноября, Мина завещал положить его останки на верблюда и предоставить животному самому найти место, где они должны быть похоронены, что и было исполнено. Впоследствии на могиле мученика была построена базилика, в которой происходили многочисленные чудеса.

 



 
PR-CY.ru