МИНА - Страница 4

Краткое изложение латинской версии «Мученичества Мины» вошло в состав «Исторического зерцала» Винцентия из Бове (около 1244 – 1260 гг.). Согласно этому рассказу, Мина служил под командованием Агерика; имена императоров, при которых пострадал мученик, не упоминаются, но при этом говорится, что они присутствовали в театре, куда пришёл Мина. Местом кончины святого ошибочно названа Скифия, столица Фригии. Пётр Наталис также включил краткий рассказ о Мине в «Перечень святых» (около 1370 г.), указав имена императоров (Диоклетиан и Максимиан) и передав имя начальника войска, в котором служил Мина, как Агрикола. Составитель «Перечня...» повторил ошибку предыдущих агиографов и назвал местом кончины святого Скифию (в конце он добавил, что мощи Мины были перенесены в Константинополь). По мнению большинства исследователей, все версии «Мученичества Мины» лишены исторической достоверности. В связи с этим было отвергнуто основанное на агиографических текстах представление о том, что Мина – фригийский мученик родом из Египта. Ипполит Делеэ предположил, что Мина – египетский мученик, пострадавший на своей родине; его почитание во Фригии привело к локализации его кончины в городе Котией, а почитание Мины в Константинополе – к появлению культа мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Согласно Джону Дрешеру, было два мученика по имени Мина, фригийский и египетский, которые были спутаны агиографами. Также выдвигались крайние гипотезы, что Мина не историческая фигура, а трансформация языческого бога – фригийского (Уильям Митчелл Рамсей) или египетского (Р. Мидема), однако высказанные в их пользу другие исследователи считают аргументы неосновательными. Мина считается самым известным коптским чудотворцем. В составе сборников на греческом языке дошло описание 13 его чудес, на коптском – 17, на эфиопском – 19, на арабском – 23. Одно из необычных чудес (одновременное исцеление парализованного мужчины и немой женщины; пятое в издании Ивана Васильевича Помяловского) исследователи встречают и в собрании чудес Кира и Иоанна и Космы и Дамиана. Повествования о чудесах Мины также известны исследователям во фрагментах или в составе других произведений. По мнению П. Дево, на греческий и арабский языки чудеса были переведены с коптского, а на эфиопский – с арабского. Исцеления и чудеса часто происходят по пути к мощам Мины или в близлежащей местности; мученик обычно появляется в образе всадника в соответствии с его воинским званием. К наиболее распространённым чудесам исследователи относят: исцеление больных (в том числе благодаря инкубации – ночному пребыванию рядом с мощами), обнаружение пропавших или украденных вещей, раскрытие обмана и преступлений, избавление женщин от насилия и наказание виновных в злодеяниях. Ряд чудес связан с вразумлением тех, кто крали имущество, предназначенное для храма Мины (свиней, дрова), а также тех, кто, делая пожертвование святому, пытались сэкономить или оставить лучшее для себя. В истории с ложной клятвой в храме Мины христианина, который отказался вернуть деньги иудею, первый был наказан, а второй в результате крестился. В другой раз по молитве христиан к Мине и последовавшей затем просьбе мученика к Богу архангел Михаил дал воду из скалы паломникам, которые пришли к мощам мученика и страдали от жажды. Несколько чудес Мины исследователи отмечают и в XIX–XX вв. Так, в 1826 г. мученик спас в городе Ираклионе (остров Крит) греков, собравшихся в храме его имени на Пасху, от турок, которые намеревались разгромить церковь. Во время Второй мировой войны на территории Египта, в июне 1942 г., святой явился немецким солдатам и деморализовал их перед битвой с союзническими войсками.

 



 
PR-CY.ru