МИНА - Страница 11

Ранняя иконография Мины представлена памятниками V–VII вв., связанными происхождением с паломническим центром Абу-Мина в Марьюте. К ним, в первую очередь, исследователи относят группу ампул – плоских терракотовых сосудов с округлым туловом, узким горлышком и двумя ручками, предназначенных в качестве евлогий для паломников. На лицевой стороне ампулы (иногда на обеих её сторонах) находится выдавленное штампом рельефное изображение Мины. Массовое производство этих паломнических святынь предполагало стандартизацию иконографии святого. Основным типом иконографии стало фронтальное изображение Мины в рост, с воздетыми в молении руками, т.е. в позе оранта (редко голова дана в развороте). Сохранившийся материал этого времени, а помимо ампул сюда входят резные рельефы, позволяет исследователям говорить о вариативности изображения святого внутри заданного типа иконографии оранта. Самым распространённым исследователи считают образ Мины – безбородого юноши с вьющимися волосами, в короткой, до колен, подпоясанной тунике, в длинном плаще, cкреплённом фибулой и перекинутом через плечо или лежащем на спине, в сапожках или в сандалиях с поножами. Такой состав одежд характеризует святого как воина (например, изображения Мины на пиксиде, VI в., Британский музей, Лондон, – на плаще тавлион; на ампуле, VI в., Лувр, Париж, – на тунике просматриваются элементы доспеха). Вариантом данного извода исследователи называют изображения Мины в длинном хитоне, иногда с орнаментированными элементами, напоминающими о воинском достоинстве святого (например, на резной по слоновой кости иконке, вторая половина VII в., Городская коллекция прикладного искусства, Кастелло-Сфорцеско, Милан). Особняком стоит образ Мины-оранта, показанного в преклонном возрасте, на ампуле VII в. (Лувр, Париж; на обороте святая Фёкла) – изображение достаточно схематичное, посредственной работы, тем не менее, исследователи различают клиновидную бороду, святой облачён в длинный хитон с короткими рукавами (сохранилась надпись с именем – атрибутирован со знаком вопроса). Образ Мины-оранта представлен в одной из наиболее распространённых в иконографии святого композиции c фланкирующими его фигуру двумя верблюдами. Публикация коптской рукописи IX в. с текстом «Энкомия» в честь Мины послужила отправной точкой для дискуссии о содержании и истоках этой иконографии. Её разъяснение приобрело актуальность уже ко времени создания названной рукописи, поскольку в ней не только сообщается история сложения первого образа святого, но и излагается версия возникновения композиции. Так, военачальник Афанасий создал изображение Мины в память о спасении корабля, когда напавших на судно морских чудовищ с головами верблюдов отогнал огонь, исходивший от тела святого мученика, и те благоговейно склонились перед ним: «…Он сделал деревянную дощечку и изобразил на ней образ святого Апа Мины. Он также изобразил под его ногами подобие животных, которых видел в море, похожих на верблюдов, поклоняющихся ему (святому)». Исследователи полагают, что включение в «Энкомий» данного рассказа обусловлено уникальностью иконографии, и в самом тексте объясняется необходимостью отвергнуть сомнения о неблагородном происхождении святого, возникающие при взгляде на его образ: «В наши дни, когда несведущие об этом люди видят изображение, сделанное верным человеком (Афанасием), они думают, что животные – верблюды, поэтому некоторые осмеливаются говорить об этом великом светильнике (Мине), что он был пастухом».

 



 
PR-CY.ru