МАРИЙ МЕРКАТОР - Страница 10

Таким образом, более вероятной исследователям представляется ранняя датировка. Сочинение состоит из вводного пояснительного письма, латинского перевода Символа веры и критического комментария Мария Меркатора к его тексту. В письме Марий Меркатор характеризует епископа Феодора как сторонника чуждого православной вере учения о Боговоплощении, которое воспринял от него Несторий, а также рассказывает о дружественном отношении епископа Феодора к епископу Юлиану. Согласно Марию Меркатору, епископ Юлиан после изгнания из Италии был принят в общение епископом Феодором и жил в Мопсуестии с друзьями и последователями. Однако они не были полными единомышленниками; Марий Меркатор свидетельствует, что епископ Феодор не разделял радикальные пелагианские мнения епископа Юлиана и даже инициировал его осуждение местным Собором после его отъезда в Константинополь. Поскольку другие источники ничего не сообщают о таком Соборе, большинство исследователей считают недостоверным свидетельство Мария Меркатора и полагают, что епископ Юлиан покинул Мопсуестию после смерти епископа Феодора в 428 г. Исследователям неизвестно, когда и от кого Марий Меркатор получил греческий оригинал переведённого им Символа веры, известного также под названием «Объяснение символа» («Expositio symboli»); помимо перевода Мария Меркатора есть ещё один древний латинский перевод этого текста, входящий в состав латинской версии деяний третьего Вселенского собора. Атрибуция текста Мопсуестийскому епископу Феодору исследователи считают спорной. Первое свидетельство о существовании символа исследователи относят ко времени работы третьего Вселенского собора: в шестом деянии (22 июля 431 г.) сообщается, что пресвитер Харисий представил Собору некий Символ веры, который сторонники Нестория использовали в провинции Лидия при воссоединении с православной церковью местных раскольников. В деяниях Собора не говорится об авторстве Символа; оглашённый текст был осуждён как еретический. О том, что в действительности Символ был представлен Собору как принадлежащий епископу Феодору Мопсуестийскому, сообщает Кирилл Александрийский в письме Константинопольскому архиепископу Проклу (434 – 446/447 гг.). Кирилл Александрийский отмечает, что имя епископа Феодора было опущено в деяниях Собора ради церковного мира; при этом он не выносит собственное суждение об авторстве Символа, но лишь говорит, что представившие Символ назвали его автором епископа Феодора. В позднейших церковных документах и сочинениях Символ приводится как с атрибуцией епископу Феодору, например, у Антиохийского патриарха Севира (512–518 гг.) и императора Юстиниана I Великого, так и без имени автора.

 



 
PR-CY.ru