МАРИЙ МЕРКАТОР - Страница 7

В преамбуле трактата «Предостережение против Целестия» («Commonitorium super nomine Caelestii», «Commonitorium de Coelestio», «Commonitorium quod super nomine Caelestii Graeco sermone a Mercatore datum est»)  упоминается, что Марий Меркатор сделал латинский перевод с не сохранившейся оригинальной греческой версии при консулах Флорентии и Дионисии; таким образом, трактат был создан между 428 г. (начало консульства и приезд Целестия в Константинополь, ставший, как полагают исследователи, поводом для написания) и 429 г. (конец консульства). Целью трактата было не столько богословское опровержение пелагианства, сколько представление истории его возникновения и последующего осуждения западными епископами и Соборами. Описывая пелагианство как ранее уже неоднократно осуждённую ересь, Марий Меркатор рассчитывал убедить светские и церковные власти Восточной Римской империи в недопустимости оказания какого-либо покровительства пелагианам. Помимо сочинений Августина Блаженного Марий Меркатор опирался на ряд документов, с которыми он имел возможность ознакомиться в Риме в конце 410 гг. Проведённый Э. Шварцем анализ показал, что Марий Меркатор знал и использовал следующие основные источники (приводятся в хронологическом порядке): 1) деяния Карфагенского собора 411 г., осудившего Целестия; 2) письма Римского  епископа Иннокентия I (401–417 гг.), в которых поддерживалось осуждение пелагиан Карфагенскими соборами 411 и 416 гг.; 3) письмо Константинопольского епископа Аттика, не принявшего Целестия в церковное общение в 417 г.; 4) протокол заседания римского духовенства, проведённого летом 417 г. под председательством Римского епископа Зосимы, на котором были выслушаны объяснения Целестия, и его осуждение Карфагенскими соборами было признано поспешным и несправедливым; 5) некое письмо епископа Зосимы африканским епископам, в котором он объяснял принятое на заседании решение (не сохранилось); 6) послание епископа Зосимы «Tractoria», в котором он объявил о пересмотре предшествующего решения и о полном осуждении еретических мнений Пелагия и Целестия. Марию Меркатору были известны также сочинения Пелагия: «Толкование на послание к Римлянам», некая проповедь (не сохранилась) и письмо, адресованное вдове Ливании (сохранилось лишь несколько отрывков). Богословские мнения Целестия Марий Меркатор излагал преимущественно с опорой на постановления Карфагенских соборов и Римских епископов; приводя цитаты из сочинений Пелагия, он с их помощью демонстрировал, что учения Пелагия и Целестия совпадают и, следовательно, одинаково подпадают под церковное осуждение. Во втором «Предостережении против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» («Commonitorium adversum haeresim Pelagii», «Liber subnotationum in verba Juliani», «Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani a Mario Mercatore servo Christi») основным объектом критики являются мнения епископа Юлиана (исследователи полагают, что поводом к написанию послужили приезд епископа Юлиана в Константинополь и его публичная проповедь в городе).

 



 
PR-CY.ru