МАРИЙ МЕРКАТОР - Страница 9

По мнению исследователей, изложение последующей истории пелагианства во втором «Предостережении...» в основных моментах повторяет содержание первого «Предостережения...», однако является более кратким. В основной части сочинения Марий Меркатор приводил и критически разбирал цитаты из нескольких произведений епископа Юлиана, содержавших апологию пелагианства и критику учения Августина Блаженного о первородном грехе: 1) «К Турбанцию» («Ad Turbantium»); 2) «К Флору» («Ad Florum»); 3) письмо Римскому епископу Зосиме. Хотя Марий Меркатор утверждал в «Предостережении...», что он целиком прочёл эти произведения, все приводимые им цитаты исследователи встречают также в адресованных епископу Юлиану ответных сочинениях Августина Блаженного (они могли быть заимствованы из них). В число сочинений Августина Блаженного, которыми Марий Меркатор пользовался при работе над вторым «Предостережением...», входят: 1) «О браке и вожделении» («De nuptiis et concupiscentia»), является первым ответом Августина Блаженного епископу Юлиану, который в письмах и сочинениях (Марий Меркатор упоминает об их существовании, но не приводит их названий) утверждал, что учение Августина Блаженного о первородном грехе подрывает значение христианского брака и заставляет считать его чем-то греховным; 2) «Против двух писем пелагиан» («Contra duas epistulas Pelagianorum») содержит разбор письма епископа Юлиана Римскому епископу Зосиме; 3) «Против Юлиана» («Contra Julianum») – подробный ответ на сочинение «К Турбанцию»; 4) «Незаконченное сочинение против второго ответа Юлиана» («Contra secundam Juliani responsionem imperfectum opus») – оставшийся незавершённым из-за кончины Августина Блаженного ответ на сочинение «К Флору». В критических комментариях Мария Меркатора исследователи видят определяющее влияние сочинений Августина Блаженного, однако они встречают и отдельные оригинальные богословские аргументы. Не ставя задачи полностью рассматривать весь комплекс воззрений епископа Юлиана и давать подробный разбор всех его доводов, Марий Меркатор ограничился разбором нескольких центральных тем дискуссии, связанных с различными представлениями её участников о природе первородного греха, о связи между грехом и смертью, о спасительном значении таинства крещения. Время создания сочинения «Символ веры Феодора Мопсуестийского и его опровержение» («Symbolum Theodori Mopsuesteni et eius refutatio») исследователям неизвестно; среди исследователей есть сторонники как ранней (430–431 гг.), так и поздней (до 438 г.) датировок. Аргументом в пользу первой версии служит то, что этим сочинением открывается серия антинесторианских текстов и переводов Мария Меркатора; связующую роль между текстами выполняют письма-предисловия, адресованные, как полагают исследователи, одному и тому же лицу. Сторонники поздней датировки считают, что создание трактата связано с полемикой по поводу взглядов Мопсуестийского епископа Феодора, начавшейся после третьего Вселенского собора; однако нет свидетельств, что Марий Меркатор знал об этой полемике или о каких-либо текстах епископа Феодора помимо переведённого им символа веры.

 



 
PR-CY.ru