МАРИЙ МЕРКАТОР - Страница 2

К этому письму он приложил некое сочинение «против новых еретиков» и подборку цитат из Священного Писания, подтверждавших истинность учения Августина Блаженного и ложность мнений пелагиан (письма и сочинения не сохранились). В ответном письме, написанном, как полагают исследователи, в сентябре 418 г. и доставленном в Рим аколуфом Альбином, Августин Блаженный объяснял своё длительное молчание тем, что сразу после получения в Карфагене первого письма Мария Меркатора он по церковным делам был вынужден совершить поездку в провинцию Цезарейская Мавритания, вследствие чего не имел времени составить ответ и возможности переслать его в Рим. Высказав удивление и восхищение неожиданным для него возрастанием способности и усердия Мария Меркатора в деле богословской полемики с пелагианами, Августин Блаженный в основном тексте письма предложил краткое рассмотрение нескольких богословских тем, поднятых Марием Меркатором. Содержание ответа Августина Блаженного свидетельствует, что полемика Мария Меркатора с пелагианами была связана с вопросами о необходимости крещения младенцев и о происхождении смертности, которая, согласно оспариваемому пелагианами мнению Августина Блаженного, была следствием грехопадения Адама и от него распространилась на весь человеческий род. Марий Меркатор знал и использовал в полемике с римскими пелагианами трактат Августина Блаженного «О воздаянии и отпущении грехов, а также о крещении младенцев» («De peccatorum meretis et remissione et de baptismo parvulorum»); исследователи полагают, что Марию Меркатору были известны и другие сочинения Августина Блаженного, а также антипелагианские деяния и решения Карфагенских соборов. Впоследствии Августин Блаженный ввёл заключительную часть богословского раздела письма к Марию Меркатору, посвящённую рассмотрению вопроса о том, умрут ли те праведники, которые будут восхищены на облаках в сретение Господу (ср.: 1 Фес. 4:17), в состав сочинения «О восьми вопросах Дульциция» («De VIII Dulcitii quaestionibus»). В этом сочинении Августин Блаженный упоминает о Марии Меркаторе как о «хорошем знакомом» Дульциция («procul dubio notissimum vobis»); когда именно состоялось их знакомство, исследователям неизвестно. Свидетельства прямых контактов между Августином Блаженным и Марием Меркатором в 420 гг. отсутствуют. Из слов Мария Меркатора исследователи заключают, что в 418 г. он был свидетелем деятельности в Риме епископа Юлиана Экланского, который защищал пелагианские мнения в публичных проповедях, а впоследствии также в письмах и сочинениях. Решения Карфагенского собора, принятые в мае 418 г., летом того же года были поддержаны епископом Римским Зосимой (417–418 гг.), который издал послание «Tractoria», осуждавшее пелагиан. Против пелагиан к этому времени выступила и светская власть: в датированном 30 апреля 418 г. рескрипте императора Гонория (395–423 гг.) пелагианство осуждалось как опасное лжеучение, а его сторонникам предлагалось отречься от заблуждений; упорствующим император угрожал смещением с епископских кафедр и изгнанием. Таким образом, деятельность Юлиана и его единомышленников стала последней крупной попыткой пелагиан переломить ситуацию в Италии в свою пользу.

 



 
PR-CY.ru