КЕЛЬЯ - Страница 10

У А. де Вогюэ противоположная точка зрения, он считал, что Венедикт Нурсийский заимствовал нормы императорских новелл. В ближайшие десятилетия после смерти Венедикта Нурсийского правила относительно дормитория были приняты лишь в некоторых монастырях. Устав св. Ферреола, епископа Юзесского (ум. в 581 г), предписывал: «Не подобает кому-либо из монахов, кроме аббата, иметь индивидуальную келью, чтобы там отдыхать или для каких бы то ни было иных целей». Второй Турский собор (567 г.) также настаивал на том, чтобы в монастырях были устроены общие спальни с индивидуальными кроватями для монахов. В это время в Италии и Ирландии монахи жили в индивидуальных кельях, следуя традиции восточных монастырей. «Восточное правило» воспроизводит без изменений нормы пахомианских монастырей относительно келий. Лишь в середине VII в. правила Венедикта Нурсийского получили большое распространение. Уставы Доната Безансонского и Вальдеберта Люксёйского (VII в.), написанные для женских монастырей, предполагали наличие в монастыре общего дормитория. Примерно в это же время бенедиктинские нормы относительно дормитория были приняты в первых испанских общежительных монастырях, как это следует из Уставов святых Исидора Севильского (ум. в 636 г.) и Фруктуоза, епископа Браги. В Средние века Устав преподобного Венедикта Нурсийского оказал значительное влияние на другие монашеские уставы. Не только Ордены, которые произошли непосредственно от бенедиктинского (валломброзиане, цистерцианцы, трапписты и др.), но и другие монашеские конгрегации с общежительным уставом (францисканцы, доминиканцы и др.) использовали дормитории вместо индивидуальных келий. Монахи спали в больших залах на полу, покрытом соломой, или на кроватях. В кельях жили только аббаты некоторых монастырей. Иногда дормитории разгораживали на отдельные спальные места завесами или деревянными стенами. В отдельных кельях жили отшельники и затворники. Индивидуальные кельи были характерны для Орденов с отшельническим и полуотшельническим уставом, в которых большое значение придавалось уединению и личной молитве (камальдулов и особенно картузианцев). В главном монастыре картузианцев, Ла-Гранд-Шартрёз (Франция), соблюдается устав, предполагающий почти постоянное уединение и молчание. Каждый монах живёт в своей келье, состоящей из нескольких помещений: небольшой галереи для прогулок, маленького садика, сарая, мастерской и жилой комнаты. Вместе члены общины собираются только для трёх ежедневных богослужений (утреня, месса и вечерня), прочее время они проводят в келье, которую нельзя покидать без разрешения настоятеля. Правилам поведения в келье посвящён ряд картузианских произведений: шесть глав «Устава картузианцев», написанного Гвиго I, пятым приором Ла-Гранд-Шартрёз, «Письмо картузианцам Мон-Дьё» Вильгельма из Сен-Тьерри, трактат Адама Картузианца «О четырёхчастном упражнении в келье». В этих произведениях келья восхваляется как центр жизни картузианского монаха. Вне кельи монах должен чувствовать себя как рыба на суше. Келья – это место молитвы, работы, чтения, а также, за исключением нескольких дней в году, место приёма пищи. Начиная с XIII в. отдельные кельи появляются у регулярных каноников (штатных священнослужителей кафедрального собора, состоящих членами капитула и соблюдающих общий устав). Примерно с XVI в. обособленные спальные помещения для монахов были устроены в общежительных монастырях, в том числе бенедиктинских. Дормитории существуют в большинстве монастырей Ордена траппистов, строго следующих Уставу Венедикта Нурсийского.

 



 
PR-CY.ru