КЕЛЬЯ - Страница 8

Примером может служить келья VII в. на острове Инишмарри (у северо-западного побережья острова Ирландия), построенная с использованием так называемой циклопической кладки, т.е. сложенная из камней разного размера без связующего раствора. Она имеет круглую форму (внутренний диаметр 3,96 м) и достигает в высоту 4,26 м, небольшое окно служило для вентиляции и в качестве дымоотвода. Сохранились монашеские кельи IX в. на острове Скеллиг-Майкл (у юго-западного побережья острова Ирландия), расположенные на крутом скалистом утесе. Монастырский комплекс состоит из церкви и восьми келий, семь из которых внутри имеют прямоугольную форму и, по мнению исследователей, служили жилищем. Восьмая келья, круглая внутри, с крестом над входом, по мнению исследователей, была ещё одним помещением для молитвы. Сооружения подобного типа, именуемые обычно «хижинами-ульями» (англ. «beehive hut»; ирл. «clochán»), широко распространены в Юго-Западной Ирландии (больше 400). Вопрос об их происхождении остаётся открытым. Некоторые из них были монашескими кельями, по поводу предназначения других высказываются различные мнения (погребальные часовни, небольшие церкви, хозяйственные помещения). Первые письменные упоминания о хижинах, сложенных из камней, встречаются в памятниках средневекового ирландского права, в частности, в поэме VII–VIII вв. «Críth Gablach» («Разветвлённое приобретение»), посвящённой вопросам статуса людей внутри племени. Согласно распространённому мнению, которое не подтверждается источниками, каменные хижины начали строить ещё в V в. ученики святого Патрикия Ирландского. Форма этих хижин повлияла на более поздние сооружения культового предназначения, такие, например, как ораторий Галларус (X–XII вв.), расположенный на западной оконечности полуострова Дингл, в ирландском графстве Керри. Ораторий представляет собой простое здание, сложенное из отёсанных камней, с острой крышей, со входом в западной части и с окном в восточной. По поводу назначения этого здания ведутся споры. Схожую по архитектуре форму имели кельи монастырей на полуострове Бретань (Франция) и на близлежащих островах. Многие из монахов были ирландцами по происхождению и заимствовали архитектурные особенности распространённых в Ирландии «хижин-ульев». На острове Моде сохранилась одна из таких келий, построенная предположительно в VI в. преподобным Маудетом, ирландцем по происхождению, основавшим здесь монастырь. В VII в. подобного рода кельи существовали в Англии и были также построены по типу «хижин-ульев», как это следует из хроники монастыря Абингдон (близ Оксфорда, Англия). В VI в. отношение к индивидуальной келье на Западе изменилось. Преподобный Венедикт Нурсийский (ум. в 547 г.) ввёл новый устав для основанных им общежительных монастырей. Согласно этому уставу, проживание в личной келье не допускалось. Монахи должны были всё время находиться под наблюдением аббата и монаха-надзирателя, поэтому все ночевали в общем спальном зале – дормитории (слово «dormitorium», ставшее общеупотребительным для обозначения общих спален в монастырях, было введено в VII в. в Уставе святого Фруктуоза, епископа Браги; в других источниках такие спальни могли называться «schola», «conclave», «locus dormientium», «xenodochium», «mansion», «mausurium», «atrium lectorum», «locus», «cella»). Преподобный Венедикт Нурсийский не был изобретателем такой формы организации монашеского быта: общие спальни появились до него в монастырях в горах Юра.

 



 
PR-CY.ru