КЕЛЬЯ

КЕЛЬЯ – жилище монаха. Древнелатинское «cella», производное от глагола «celo» («скрывать, утаивать»), изначально обозначало каморку, чулан, тюремную камеру. В христианстве так могла называться небольшая часовня (cella memoriae, cella aeterna), построенная на кладбище в честь усопшего, святого, или небольшая церковь. Отсюда, в частности, происходит название группы донатистов «циркумцеллионы» («circumcelliones» – «бродящие вокруг келий»). Со времени распространения в Египте монашества (IV в.) этим словом стали обозначать места пребывания и аскетических подвигов пустынников. Для монашеских жилищ наряду с грецизированным «келла» употреблялось также слово, обозначающее в первоначальном значении – «место уединения». В то же время монастырём и кельей могло называться и небольшое поселение монахов. Окончательное смысловое разделение слов «келья» и «монастырь» произошло после IV в. Ранние христианские египетские подвижники в конце III – начале IV вв., уходя от мира в поисках уединения и молитвенного делания, селились в естественных и рукотворных пещерах, в старых гробницах, в заброшенных поселениях, в руинах языческих храмов и т.д. Основоположник египетского монашества преподобный Антоний Великий в начале своего подвига поселился в шалаше на окраине родного селения, по мере же продвижения в пустыню, жил в гробнице, в заброшенном укреплении, в пещере. Некоторые монахи не оставались на месте и, перемещаясь по пустыне, ограничивались временным приютом; подвижники могли жить и под открытым небом (Иаков Нисибинский, преподобный Марон, преподобная Мария Египетская); однако большинство из них всё же старались обустроить в пустыне жилище. В конструкции первых келий не было единообразия. Уже к середине IV в. египетские монахи начали строить для себя не только примитивные шалаши, но и полноценные дома из глины, кирпича или камня. Кельи могли иметь вид обычной хижины с окнами и с деревянной дверью или чаще с плетёной циновкой, закрывающей вход. Вместе с тем кельи, особенно у отшельников, могли отличаться от привычного жилья. В случае строгого затворничества дверные проёмы заделывались, подвижник не выходил из кельи, и общение с ним осуществлялось через небольшое окно. Так в своей келье безвыходно прожил больше 30 лет преподобный Иоанна Ликопольский. Нередко жилище отшельника не имело ни окон, ни дверей, т.е. подвижник был замурован в своей келье. Для сообщения с внешним миром оставлялось лишь маленькое отверстие в стене. В такой келье сирийский подвижник Акепсим провёл 60 лет. Любой человек мог подойти к его келье, однако он ни с кем не разговаривал. Пищу он принимал через отверстие в стене, которое было «просверлено не совершенно прямо, но сделано несколько извилистым, дабы любопытствующие не могли заглянуть внутрь». Некоторые подвижники сооружали для себя весьма причудливые жилища, предназначенные больше для самоистязания, нежели для отдыха. В таких кельях часто нельзя было выпрямиться или лечь. Так, келья Фалалея Сирийского (ум. около 460 г.) представляла собой два старых колеса, скреплённых между собой несколькими досками. Держалась эта конструкция в подвешенном состоянии на трёх вбитых в землю кольях, соединённых между собой. В этой келье, напоминавшей клетку, подвижник провёл десять лет.

 



 
PR-CY.ru