КЕЛЬЯ - Страница 5

В 1062 г., при преемнике преподобного Антония преподобном Феодосии Печерском, когда число братии Киево-Печерского монастыря достигло сотни человек, были возведены надземная церковь Успения Пресвятой Богородицы, многочисленные братские кельи и ограда. В монастыре был введён студийский общежительный устав. Киево-Печерский монастырь стал первым известным русским монастырём, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни преподобного Феодосия инокам не позволялось держать в кельях пищу, одежду, кроме положенной уставом, и какое-либо личное имущество. Келейные занятия состояли из молитвы, чтения и рукоделия. После повечерия инокам было запрещено посещать друг друга. Преподобный Феодосий каждую ночь обходил все кельи, следя за соблюдением благочиния. Идеал личной бедности и строгой дисциплины сохранялся в традиции русских общежительных монастырей и зафиксирован в различных уставах или духовных завещаниях известных основателей обителей, таких как преподобный Иосиф Волоцкий, святитель Дионисий Суздальский, преподобный Кирилл Белозерский. В одном из первых документов этого типа, правилах монашеской жизни, составленных, как полагают исследователи, преподобным Афанасием Высоцким Старшим в 1381 г., говорится: «И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений..., но делай рукоделье монастырю на потребу... и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (Исторический музей). Наряду с общежительным в русских обителях XII–XV вв. был распространён так называемый особножительный устав (см. в ст. Особножительный монастырь), при котором каждый монах самостоятельно заботился как о своей келье и материальном положении, так и об аскетическом делании. Вместе монахи собирались за богослужением и имели единого духовного руководителя. Например, к «особь сущим» относился московский в честь Богоявления мужской монастырь. Троицкая обитель преподобного Сергия Радонежского в первый период своего существования (до введения общежительного устава в 1350 гг.) была особножительной. Преподобный не возбранял желающим совместного подвига и наставления селиться рядом с ним. Новоприходящий насельник мог один или при помощи братьев строить для себя келью в монастыре. Помимо особножительных монастырей, имевших ясный статус и внутреннюю организацию, существовали и менее упорядоченные формы «особных» монашеских поселений: скиты, пустыни, погосты, отходные кельи и др. В конце XIV – начале XV вв. на Руси получил распространение Скитский устав, предназначенный «на внешней стране пребывающим иноком», т.е. подвизающимся вне монастыря, в скитах и пустынях, где «каждый только в своей келье бодрствует и печётся о себе и о своём правиле». В практике скитского жительства была предпринята попытка воспроизвести в русских условиях тип келейного устройства древних Скита и Келлий. Так, например, в Сорском скиту кельи были расположены на таком расстоянии одна от другой, чтобы иноки могли видеть не более одной кельи, но не могли слышать друг друга, чтобы не рассеивалось их внимание. Для большей изоляции кельи строились не на открытой площадке, а среди леса. В келье жили поодиночке. В соответствии со Скитским уставом братья собирались вместе в церкви дважды в неделю – в воскресенье и в среду. В остальное время каждый инок молился келейно и трудился, чтобы заработать себе на пропитание.

 



 
PR-CY.ru