КЕЛЬЯ - Страница 9

Так, преподобный Евгенд (ум. около 510 г.), настоятель монастыря Кондадискон (Кондат; на месте современного города Сен-Клод), после происшедшего в обители пожара ужесточил принципы общежительства. При восстановлении монастыря вместо множества келий, «отвергнув пример восточных архимандритов» («refutato archimandritarum orientalium instari»), т.е. вразрез с общепринятой в Галлии традицией, был построен общий дормиторий («xenodochium»). В Уставе преподобного Венедикта Нурсийского словом «cella» могли называться разные части монастырских зданий в соответствии с их назначением: «cella languentium» («спальня»), «cella vescentium» («трапезная»), «cella hospitum» («помещение для гостей»), «cellae novitiorum» («кельи послушников»). В современном преподобному Венедикту Нурсийскому уставе «Regula Magistri» (VI в.) монахам предписывалось ночевать в общей комнате под надзором настоятеля. Каждый монах должен спать, не раздеваясь и даже не снимая пояса, в отдельной кровати. Устав преподобного Венедикта Нурсийского зависел от «Regula Magistri», в нём повторены в сокращённом виде требования к надзирателю дормитория и добавлены некоторые предписания относительно помещения и его освещения. В случае если братия слишком многочисленна, устав позволяет разделить комнату на несколько помещений и поручить надзор за каждым из них отдельному надзирателю. Согласно «Regula Magistri», в тёмное время суток спальня должна быть освещена светом лампады, достаточным для чтения. Чтобы оградить монахов от искушений, преподобный Венедикт Нурсийский предписывал, чтобы в спальне лампада горела до утра, а монахи даже ночью находились бы на виду друг у друга и у надзирателя. Кровати молодых монахов не могли стоять рядом, но должны были чередоваться с кроватями пожилых. Устав не допускает также, чтобы монах проводил ночь в келье один или вместе с двумя – тремя монахами. Адальбер де Вогюэ предположил, что отказ от индивидуальных келий начался в конце V в. в среде галльского монашества. Введение общей спальни стало средством усиления надзора настоятеля за жизнью монахов и взаимного контроля братии друг за другом. Одной из причин отказа от келий была борьба настоятелей галльских монастырей с любостяжательностью монахов. Правило Кесария Арелатского запрещает монахам иметь индивидуальную келью, шкаф и вообще что-либо, что можно запереть на ключ («cellam peculiarem aut armariolum vel quamlibet clausuram nullus habeat»). Дормитории западных монастырей принципиально отличались от так называемых домов в киновиях преподобного Пахомия, в которых монахи, хотя и жили в общем помещении, имели, тем не менее, отдельные комнаты и уделяли большое внимание уединённой молитве. Дормитории в западном смысле появились на Востоке лишь в VI в. Новелла императора Юстиниана I от 17 марта 535 г. предписывала столичным монастырям иметь не только общую трапезную, но и общий дормиторий, где каждый монах имел бы собственную кровать. Реформа, предпринятая Юстинианом I, как полагают исследователи, сначала не нашла отклика в монашеской среде, поэтому император был вынужден снова обратить внимание на эту норму. Новеллы от 16 марта 539 г. и от 1 мая 546 г. запретили монахам общежительных монастырей иметь индивидуальные кельи. Исключение составляли лишь отшельники, старцы и больные. Монахи должны были по очереди дежурить ночью в спальне, наблюдая за порядком. Дж. Чапман высказал предположение, что источником новелл Юстиниана I послужил Устав преподобного Венедикта Нурсийского.

 



 
PR-CY.ru