КЕЛЬЯ - Страница 11

Келья для монаха не является только более или менее удобным жилищем, но и составляет неотъемлемый элемент монашеского подвига. Пребывание в келье с самого зарождения монашества осознавалось как часть аскетической практики: «...Бегай людей, сиди в келье своей, оплакивай свои грехи, не люби речей людских – и спасёшься». В монашеской литературе сложилось своеобразное аскетическое богословие «сидения» в келье. В одном из характерных эпизодов, запечатлённых в апофтегмах, на вопрошание некоего брата авва ответил: «Пойди и сиди в своей келье; келья твоя всему тебя научит». Монашеская жизнь начинается с дисциплины и самоконтроля, «...пребывание в келье приводит жизнь монаха в должный порядок». Проводя большую часть времени в уединении за молитвой, чтением книг и ручной работой, подвижник минимизирует внешние впечатления и погружается во внутренний мир своих помыслов, достижение контроля над которыми составляет цель «сидения» в келье. «Если сидишь в келье своей, приучай сердце своё упорядочивать помыслы, – пишет Стефан Фиваидский. – Сидя в келье своей, не блуждай [в мыслях] вне её, но блюди трезвение в себе – научись тому, как следует пребывать в келье своей. Не будь подобным скоту, которого гонят, но будь подобен человеку, гонящему скот. Сидя в келье своей, имей хранение [сердца]. Не допускай того, чтобы одно только тело твоё сидело в келье, а душа находилась в Египте; не уподобляйся людям, пребывающим в пустыне, но [душой] обитающим в Египте. Наоборот, затвори тело своё и запри [лукавые] помыслы свои, чтобы стяжать тебе благочестивое помышление». Главное дело в келье – молитва, непрестанная и усердная. Воспевая своего Владыку день и ночь в продолжение многих лет, подвижник, по словам Василия Великого, подражает херувимам и в этом смысле может быть причислен к ангельскому лику. «Сидение» в келье – особое искусство: «...Иной человек сто лет живёт в келье и не может научиться, как должно жить в келье», а также великий дар от Бога: «Сидя в келье, призывай [постоянно] Бога, чтобы послал Он тебе дар кельи, ибо велик сей дар». Келья для монаха – это место встречи с Богом, здесь он собирает своё духовное богатство: сосредоточенность ума, самопознание, сокрушение и плач о грехах, памятование смерти, молитву и богомыслие. Наконец, в келье аскет погружается в духовное безмолвие (исихию): «Безмолвие состоит в том, чтобы пребывать в келье с ведением и страхом Божьим, удаляясь от памятозлобия и высокомерия. Такое безмолвие есть матерь всех добродетелей и охраняет монаха от раскалённых стрел врага, не позволяя им ранить его».

 



 
PR-CY.ru