КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 10

Максимально приближённые лики Богородицы и Младенца Христа вынесены настолько близко вперёд, что, кажется, соприкасаются с молящимся. Такая камерность не могла не обусловить необычайную популярность икон этого извода, чему способствовало и содержание образа. Его лиричность раскрывается через драматургию жестов Матери и Дитя: глубочайший по символической значимости мотив объятия Сыном Матери обеими руками заставляет острее прочувствовать материнскую любовь и сострадание; руки Богородицы прижимают к Себе невинного Агнца и Еммануила, облачённого то в голубые или золотые одежды Победителя, то в красноватые ризы Нового Моисея как Великого Архиерея, уверенно поддерживающего грациозно склонённую главу Матери-Церкви. Предназначенные для уединённого молитвенного созерцания и отвечавшие характеру личного обращения такие иконы в XVI–XVII вв. чаще всего были келейными или домашними моленными образами. Об этом свидетельствуют и нередкие для них изображения святых на полях, соимённые заказчикам или вкладчикам образа (например, Корсунская икона Божьей Матери с апостолом Петром и пророком Анной на полях – середина XVII в., Костромской государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник). В XVII в. появился не известный исследователям по ранним памятникам тип, в котором изменено положение рук Младенца и Пресвятой Богородицы, изображённой почти оглавно. Богоматерь обеими кистями удерживает склонённую назад головку Сына, держащего у подбородка свиток и схватившегося ручкой за край мафория. Нередки случаи появления больших храмовых икон этого извода, часто предназначенных для приделов и храмов, которые освящены в честь Корсунской иконы Божией Матери (например, на иконе первой трети XVII в. из церкви великомученика Димитрия Солунского в Ярославле, Ярославский художественный музей). Число Корсунских икон Божьей Матери становится значительным в XVIII–XIX вв., что исследователи связывают с установлением общерусского дня почитания (9 октября). Теперь Корсунские иконы Божьей Матери всё чаще напоминают (в прямом или зеркальном переводе) прославленные в Новое время чудотворные иконы: Касперовскую (принесена в конце XVI в. на юг России из Трансильвании) или Дегтярёвскую (середина XVIII в., музей Андрея Рублёва, происходит из южнорусских земель). Иконография таких икон в большей степени повторяла западные образцы. В подписях под иконами появилась отсылка к прототипу (по месту прославления), но все они объединялись общим названием «Корсунская». Широкое распространение эти иконы получили с появлением гравированного изображения Корсунской иконы Божьей Матери работы Григория Павловича Тепчегорского, которое наряду с другими новыми типами иллюстрировало рукописный сборник «Солнце Пресветлое» (Научная библиотека МГУ; вариант, переписанный в 1730 г. Фёдором Мурыгиным – Исторический музей). Иконография закрепилась в связи с распространением гравюр, прорисей и больших икон «Свод чудотворных икон», появившихся в России в то же время (изображения сопровождались названием «Корсунская»).

 



 
PR-CY.ru