КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Легендарность и позднее происхождение этого известия у исследователей не вызывают сомнений: вряд ли автор Жития преподобной Евфросинии проигнорировал бы столь важное событие. Вместе с тем «Сказание…» довольно точно описывает иконографию иконы «Одигитрия» и её процессионный, выносной, характер. Упоминается также изображение на её оборотной стороне образа Николая Чудотворца, «помощью которого и заступлением Богородицы одерживались военные победы». Эти особенности памятника соответствуют облику иконы XIV в., которая была вывезена в Русский музей из Торопца. Позднее происхождение названия иконы «Корсунская», с заступничеством и покровительством которой с первой половины XVII в. неразрывно связана военная и городская история Торопца, подтверждает и традиция освящения храмов, среди которых в древности не встречалось ни одного Богородичного. В 1676 г. царь Алексей Михайлович на месте обветшавшего деревянного собора великомученика Георгия, издревле служившего главным духовным центром города, велел поставить новый каменный собор в честь Корсунской иконы Божьей Матери. Храм сильно пострадал во время пожара 1787 г., чудотворную икону вынесли из горящего здания. В 1804 г. на месте сгоревшего был возведён новый собор с тем же посвящением. В XIX в. икона находилась в его иконостасе с правой стороны от южных дверей, в специально устроенном для неё выносном резном киоте. Исследователи полагают, что ещё в XVII в. для иконы была сделана широкая рама с живописными иллюстрациями 12 икосов Акафиста Богоматери. Почётное место иконы в храме и исключительно богатый оклад свидетельствуют об особом почитании святыни. С Корсунской иконы Божьей Матери в Торопце было сделано несколько точных списков. К 1579 г. восходит местная легенда о том, что напуганные приближением Ивана IV Васильевича Грозного торопчане в сжатые сроки сделали копию чудотворной иконы, которой заменили оригинал, спрятав тот за престолом. Такой копией, по мнению исследователей, может оказаться недавно обнаруженная икона последней трети XVI в., ныне находящаяся в полоцком Спасо-Евфросиниевом монастыре. 17 марта 1706 г. ещё один список был поднесён царю Петру I во время его посещения Торопца. После покушения на императора Александра II, «ради охранения жизни монарха», 3 апреля 1867 г. ему был поднесён список «в меру и подобие» чудотворного, поставленный в церкви Зимнего дворца (находится там и в настоящее время). Вверху образ сопровождает надпись с поздней легендой о его происхождении. Авторы XIX – начала XX вв. полагали, что списком древней Корсунской иконы Божьей Матери «в г. Торопце Псковской губернии», была Горбаневская икона Божьей Матери, однако она, по мнению исследователей, представляет собой иной иконографический извод оплечной Корсунской иконы Божьей Матери типа «Умиление», была написана на железном листе (29×22 см), и празднование её приходится на 30 июня. В XIX в. исследователи встречают мнение, что именно Торопецкая икона была позднее перенесена в Москву, где как «Корсунская» поставлена за престолом Успенского собора Московского Кремля рядом с «корсунскими» запрестольными крестами. В 1660 гг. в Кремле в церкви преподобномученицы Евдокии стоял «образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем, что принесена ис Полоцка», называемый Корсунским. Исследователи полагают, что это была другая полоцкая святыня, перенесённая в Москву в XVII в. и позже оказавшаяся в церкви Воскресения Христова в Кремлёвском дворце, где в начале XX в. её видел Никодим Ппвлович Кондаков.

 



 
PR-CY.ru