КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Согласно основной редакции Жития архиепископа св. Илии (Иоанна; вторая половина XV в.), 4 октября 1439 г. (вариант – 1440 г.) в паперти Софийского собора в приделе св. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под которой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Евфимию II во сне явился архиепископ Илия (Иоанн; 1163–1186 гг.) и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день их обретения совершать поминовение погребённых в Софийском соборе князей, княгинь и святителей Новгородских. «Сказание о видении…» было включено в Житие Евфимия II, составленное Пахомием Логофетом до 1464 г. (или после 1528 г. при святителе Макарии, в его бытность архиепископом Новгородским), оно получило известность в устных рассказах с конца XV в. Тогда же издревле почитаемая (поскольку перед ней молились «святые архиепископы») в Софийском соборе икона Божьей Матери приобрела именование «Корсунская» (у исследователей нет точных данных о том, какой именно это был образ). Со второй половины XV в. в Новгороде получили распространение списки Корсунской иконы Божьей Матери, названные «Иерусалимская» или «Грузинская» (в зависимости от извода – правостороннего или левостороннего). Среди древних памятников новгородского кафедрального собора выделялась не сохранившаяся до настоящего времени икона Божьей Матери «Одигитрия», известная по копии XVI в. (под сплошной записью XIX в., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Её украшает уцелевший от древнего образа серебряный чеканный оклад второй четверти XII в. (с добавлениями XVI–XVII вв.) с изображением пятифигурного Деисуса и воинов на полях и с драгоценными венцами Богоматери и Младенца. Судя по описи 1736 г., исследователи сделали вывод, эта икона унаследовала название «Корсунская», она стояла крайней в правой части главного иконостаса Софийского собора. Архимандрит Макарий (Миролюбов) указывает, что в середине XIX в. икона (2 аршина 7 вершков × 13/4 аршина) размещалась в Мартириевской паперти, и что она «признаётся древнейшей, вывезенной… из Корсуня». Древняя икона Божьей Матери «Одигитрия», скорее всего, как полагают исследователи, была увезена Иваном IV Васильевичем Грозным в 1561 г. в Москву вместе с другими новгородскими святынями XI в., в том числе с корсунскими иконами «Спас Златая риза» и «Апостолы Пётр и Павел» (Новгородская вторая (Архивская) летопись под 1561 г.: «Полное собрание русских летописей», том 30). В московском Успенском соборе привезённую из Новгорода икону Божьей Матери «Одигитрия» установили, как и в соборе Святой Софии, в правом крыле местного ряда иконостаса; источники называют её «Корсунская»: во время службы 15 февраля 1657 г. в числе других больших местных образов «пречистые Богородицы Косунския» выносили на соборную площадь. В описях 1606–1611 гг. икону называют «образ пречистые Богородицы Одигитрие, обложен серебром, письмо корсунское»; в описях 1627 и 1638 гг. уточняется её «греческое письмо»; в описи 1701 г. она впервые упомянута как «Образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския». В первой четверти XVIII в. икону именуют «Иерусалимская» (сборник «Солнце Пресветлое», 1710–1720 гг., принадлежал сторожу московского Благовещенского собора Симеону Фёдорову Моховикову – Научная библиотека МГУ).

 



 
PR-CY.ru