КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

История почитаемых списков Корсунской иконы Божьей Матери показывает, что, несмотря на предания, а также письменные «летописцы», повествующие о древнем явлении или написании большинства таких икон, ни одна из них не относится ко времени раньше XVI в. Более того, наряду с широко распространёнными «корсунскими» по происхождению и бытованию иконами Божьей Матери существовал самостоятельный иконографический тип Богородичных икон, сформировавшийся на Руси также в XVI в. и только не раньше второй половины XVII в. получивший название «Корсунский». Название закрепилось за композицией с оплечным (или погрудным) изображением Богоматери и Младенца, неизменно представленными в типе «Умиление». Исследователям трудно сказать, с чем было связано появление и распространение такой иконографии. Н.П. Кондаков и Николай Петрович Лихачёв видели её истоки в проникновении на Русь итало-византийских образцов, заимствовавших извод из флорентийской или сиенской живописи, где он известен с XIV в. Скорее всего, как полагают исследователи, формирование усечённых вариантов иконографии Богородицы (Игоревская, Петровская, Корсунская, Казанская и другие иконы Божьей Матери) могло стать результатом копирования чудотворных икон, нижняя часть которых была скрыта завесами (в силу почитания), т.е. обнажённые части рук Богородицы и ножек Иисуса можно было видеть лишь в момент лобзания образа, когда завесы отодвигались. При повторении такой иконы мастера были вынуждены «сокращать» композицию, воспроизводя открытую поверхность живописи. При этом композицию приходилось переосмысливать, вписывая в неё поднятую правую руку Богоматери и изменяя жест левой руки Младенца. О том, что иконография Корсунской иконы Божьей Матери представляет собой краткий вариант поясного образа, свидетельствуют большие, не вполне пропорциональные для столь камерных произведений головы и руки. Так мог появиться «сокращённый» список некой легендарной «корсунской» по происхождению иконы, который усвоил топоним оригинала. Этой версии противоречит то, что в раннее время «корсунскими» называли только изображения типа «Одигитриия», а не «Умиление». Однако именно пядничные Корсунские иконы Божьей Матери с иконографией «Умиление» в эпоху позднего русского Средневековья вытеснили древние «корсунские» святыни и, приняв на себя их «корсунское» происхождение, стали ассоциироваться с византийским Херсонесом и служить иконописным образцом для многочисленных копий и повторений. К таковым исследователи относят: святыню причерноморских земель Касперовская икона Божьей Матери, появившуюся в районе древней Ольвии в конце XVI в.; Девпетуровскую икону Божьей Матери из Спасо-Преображенского собора Тамбова, известную с конца XVII в.; Дегтярёвскую икону Божьей Матери (XVII–XVIII вв.); Игоревскую икону Божьей Матери (XVI в.), чья история связывается с Черниговским князем Игорем (Георгием) Ольговичем. Основным отличием всех этих икон исследователи называют погрудное изображение Пресвятой Богородицы, слегка склонившей голову к привставшему и тесно прикасающемуся к Её щеке Сыну, при этом Она прижимает Его к Себе, поддерживая либо на левой, либо на правой руке.

 



 
PR-CY.ru