КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Тогда или позже на ряд памятников, хранящихся в Успенском соборе, распространилась история привоза их из древней Корсуни, в том числе двух запрестольных двусторонних икон с образом Божьей Матери «Одигитрия» на обороте: «Спас Нерукотворный – Богоматерь Одигитрия» (музеи Московского Кремля, под записями XVI–XIX вв.) и «Спас Вседержитель – Богоматерь Корсунская Одигитрия» (музеи Московского Кремля, вторая половина XIII в., Византия). Происхождение запрестольной иконы главного алтаря Успенского собора по древним документам не прослеживается. Предание о привозе обеих запрестольных икон из Корсуни впервые было изложено Александром Георгиевичем Левшиным в 1783 г. без каких-либо отсылок к источнику сведений. В предании кратко сообщается, что иконы были принесены Киевским князем равноапостольным Владимиром из Херсонеса в Новгород, а оттуда взяты Иваном IV Васильевичем Грозным в Москву. Название обеих икон «Корсунские» появилось лишь в описях Успенского собора 1853–1854 гг. (Отдел рукописных, печатных и графических фондов музеев Московского Кремля), где повторяется то же предание с уточнением времени перенесения их в Новгород – в 992 г., а в Москву – в 1570 г. Составитель описи добавляет: «...Обе сии иконы известны под именем Корсунских, а вторая из них («Спас Вседержитель» – «Богоматерь Корсунская Одигитрия») носится во всех крестных ходах с хрустальными крестами» (Отдел рукописных, печатных и графических фондов музеев Московского Кремля). Исследователи полагают, что названия этих крестов, именуемых «корсунскими», по сторонам которых стояли оба запрестольных образа, перешло на топонимы Богородичных образов. В описи 1609–1611 гг. сообщается, что на окладе иконы со «Спасом Нерукотворным» у образа Пресвятой Богородицы «на исподнем поле летописец серебрян попорчен». Этот летописец также мог содержать сведения, послужившие основой для записанного А.Г. Левшиным предания. Память об этой Корсунской иконе Божьей Матери помещают под 9 октября. На запрестольной иконе «Спас Вседержитель – Богоматерь Корсунская Одигитрия» иконография образа Богородицы близка к иконографии Корсунской (Эфесской, Торопецкой, Полоцкой) иконы Божьей Матери «Одигитрия». Указанное сходство, одинаковое определение «Корсунская» вызывали в литературе отождествление этих икон, поэтому исследователи XIX в. допускали, что полоцкая святыня во времена политических смут была перенесена в Киев, оттуда во Владимир и, наконец, с именем «Корсунская» оказалась в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Со временем число Богородичных икон, происхождение которых прямо связывалось с Корсунью, множилось: «корсунские» образы появляются в Новгороде, Полоцке, Суздале, Нижнем Новгороде, Пскове, Москве. Обычно «история происхождения» таких памятников включает подробный рассказ о перенесении иконы из Корсуни на Русь князем Владимиром, получившим её в знак благословения при крещении, т.е. они ставились в прямую связь с тайной Богоявления и принятием Русью христианской веры. Роль «путеводительницы к новой жизни», наставницы «верных на путь спасительный», скорее всего, по мнению исследователей, и определила иконографию икон, к которым прилагали название «Корсунская», – это были, прежде всего, иконы «Одигитрия».

 



 
PR-CY.ru