КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Корсунская икона Божьей Матери Эфесская (Торопецкая, Полоцкая, Царьградская) с XVII в. находилась в Корсунском соборе города Торопца Псковской губернии, с 1921 г. – в Торопецком краеведческом музее, с 1936 г. – в Русском музее; в 2009 г. передана в храм св. Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Истринского района Московской области. Несмотря на сложную судьбу образа, которая отражена во множестве названий, возникших в разные периоды почитания в местах пребывания святыни, поздние месяцесловы размещают празднование ей под 9 октября, в день Корсунской иконы Божьей Матери. Предание связывает появление этой иконы на Руси с преподобной Евфросинией Полоцкой (около 1101/1102 – после 1167 гг.), основавшей в Полоцке Богородичный мужской монастырь с каменным храмом (около 1155 г.) и пожелавшей украсить его одной из трёх знаменитых икон Пресвятой Богородицы, письма евангелиста Луки. Согласно её Житию, выносная икона Божьей Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и отправлена в Полоцк. Со списком древней иконы, сделанным псковским мастером в первой половине XIV в., отождествляют одноимённый образ, почитавшийся в Торопце и оказавшийся там, как полагают исследователи, после захвата Полоцка в 1579 г. войсками Стефана Батория (историк Анатолий Аркадьевич Турилов считает икону списком чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери). Прославление в Торопце иконы как чудотворной приходится лишь на XVII в., что подтверждают относящиеся к этому времени дата основания в городе каменного собора в честь Корсунской иконы Божьей Матери и составления «Сказания…» о ней. Поздние списки рукописи «Сказания…» известны исследователям в пересказе местных краеведов (в середине XIX в. один из списков был очень ветхим), а судьба двух других копий «Сказания…», датированного 1760 г. и переписанного купцом П.П. Находкиным в 1830 гг., исследователям неизвестна. Единственная выявленная в настоящее время рукопись носит название «Чудодейственная благодати от чудотворнаго ея образа пресвятыя Богородицы Корсунския, истекающая рабом своим предивное, юже даровала от литовскаго нахождения под град Торопец…», принадлежала Торопецкому собору и датируется серединой XVIII в. (Российская национальная библиотека). Этот отличающийся тенденциозностью источник, который, по мнению исследователей, явно преследовал цель сделать более древней принадлежавшую торопчанам святыню, стал основой для всех позднейших легенд и преданий об иконе. Появление «Богоматери Эфесской» в Торопце автор «Сказания…» относит к ХIII в., связывая со свадьбой князя Александра Невского и дочери Полоцкого князя Брячислава, якобы получившей в 1239 г. икону как родительское благословение, что не подтверждается источниками. Название «Корсунская» (впервые появляется в надписи на напрестольном кресте, вложенном в 1634 (или 1641) г. в Георгиевский собор Торопца «к чудотворному образу Пресвятой Богородицы Корсунской…») исследователи объясняют преданием о том, что святыня по дороге из Константинополя в Полоцк «жителями города Корсунь из благоговения удержана была в оном до года». Исследователи полагают, что новый эпитет иконы определялся не только широким распространением в России той эпохи «корсунской легенды», но и самим видом произведения, который находился под слоями записей и потемневшей олифы, больше всего напоминавшего произведения византийско-греческого мира.

 



 
PR-CY.ru