КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 9

Кроме левостороннего и правостороннего вариантов «корсунские» образы «Умиление» различались позой Христа, чуть откинувшегося назад, обычно сдержанного и сосредоточенного. В одном из изводов, сжимая в левой руке свёрнутый белый свиток, Младенец нежно обнимает Мать за шею, чуть притягивая Её голову к Себе, что характерно для иконографии Владимирской иконы Божьей Матери, и в этом отношении данный извод является её сокращённым вариантом. К тому же изводу исследователи относят, например, икону неизвестного происхождения второй четверти XVI в. (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); икона последней трети XVI в. из Николаевской церкви села Кувшинова Вологодского уезда (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); образ второй трети XVI в. в драгоценном окладе, вложенный в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь на поминовение Павла Васильевича Коробьина (Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); а также все известные образы Пресвятой Богородицы «Игоревская» (никогда не соотносились с Корсунской иконой Божьей Матери!), самые ранние из которых исследователи относят к началу XVI в.: со святыми на полях из церкви св. Флора и Лавра в деревне Астафьево Каргопольского района (Государственный русский музей); середины – второй половины XVI в. (обе в Третьяковской галерее). Другой извод представлен рядом памятников, в которых Младенец правой ручкой с отведёнными большим и указательным пальцами крепко по-детски держит Мать за подбородок, словно ища укрытия (мотив, характерный для многих византийских и русских икон типа «Умиление-Взыграние»). Эта иконография восходит к одному из списков поясной Ярославской иконы Божьей Матери, поскольку повторяет самую существенную особенность этого типа – характерный жест Богомладенца, держащегося ручкой за щёку Матери. В результате трансформации и «сокращения» композиции получился, например, извод вкладной иконы дворян Черемисиновых из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (первая половина 1520 гг., Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; цвет одежд Богомладенца – голубой). Чрезвычайно близок ей по иконографии оплечный образ «Умиление», происходящий из города Иваново Ивановской области (1540 гг., Музей русской иконы, Москва, 26,6×21,0 см; цвет одежд Младенца Христа – красно-оранжевый). Ту же композиционную особенность имеет очень близкая к этим иконам по иконографии, но более поздняя по времени создания икона «Умиление» из Нило-Сорской пустыни (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, датирована серединой XVI в.). На примере даже этих нескольких икон исследователи видят, как варьируется высота среза фигуры Божьей Матери, а также жесты Её рук, обнимающих и придерживающих Сына (рука высоко поднята к шее Младенца или положена на Его грудь и левое плечо). Очевидно, что «сокращённые» изводы, и в том случае, когда следовали одному образцу, творчески соединяли элементы различных иконографий, привнося разнообразие, что объясняет большое количество вариаций «корсунских» образов.

 



 
PR-CY.ru