«КЕЛИ ДЕ» - Страница 10

В дни больших праздников богослужение и распорядок дня насельников соответствовали воскресному чину; если праздник приходился на понедельник, среду или пятницу (вне больших постов), его переносили на вторник, четверг или субботу. Для принятия тонзуры были отведены последние четверг, пятница и суббота месяца. «Кели Де» подчёркивали важность соблюдения воскресного дня, что исследователи связывали с влиянием «Закона о воскресном дне». С вечера субботы по утро понедельника запрещался любой физический труд, в том числе приготовление и доставка пищи, удаление от монастыря более чем на тысячу шагов. Пост по воскресеньям был запрещён. Из аскетических практик широкое распространение имели поклоны, коленопреклонения ((sleuchtain): не больше 200 в день по чину и не более 100 дополнительно, чтение псалмов с воздетыми руками (crosfhigell). Св. Маэл Руан совершал такие молитвы четыре раза в день; в период от Рождества до Богоявления и в неделю после Пасхи они запрещались. Регулярно практиковалось бичевание, но совершать его самостоятельно было запрещено. Как и в случае с воздержанием и постом, тексты «Кели Де» свидетельствуют об отсутствии общей для всех нормы, требовалось только соблюдать умеренность в аскетических подвигах. Особое значение придавалось исповеди и покаянию, которые почти всегда сопровождались наложением епитимии (пенитенции). Кроме обычной исповеди практиковалась «малая исповедь» (min-coibsiu) перед любым духовным наставником, даже если он не имел священного сана, и перед Богом. «Малую исповедь» следовало совершать сразу после самого незначительного прегрешения. Длительные епитимии можно было «пересчитать» в более короткие. Так, длительный пост можно было заменить коротким, но более строгим, а также определённым количеством молитв, поклонов, бичеваний и коленопреклонений. Епитимия могла совершаться и за усопших. После исполнения епитимии грех считался прощенным, однако четыре греха рассматривались как особо тяжкие, их было невозможно искупить в Ирландии (na pennither hi tir n-Erenn): некрофилия, кровосмешение, нарушение целибата епископом или пресвитером, разглашение тайны исповеди. С X в. в анналах упоминаются общины «Кели Де», существовавшие в крупных церковных поселениях. Скандинавы из Дублина во главе с Годфридом, сыном Ивара, захватив в ноябре 921 г. Ард-Маху, не разрушили постройки церковного поселения, в том числе «дома молитвы», где обитали «Кели Де» и больные (na taigi aernaighi... cona lucht de chéilibh Dé & di lobraibh). Высказывалось мнение, что «Кели Де» в Ард-Махе были особой монашеской общиной, соблюдавшей строгий устав: они отвечали за совершение богослужений и ухаживали за больными и нищими. Некоторые исследователи полагали, что уход за бедняками и больными вменялся в обязанности «Кели Де» уже в VIII–IX вв.

 



 
PR-CY.ru