«КЕЛИ ДЕ» - Страница 5

Героем стихотворений нередко выступает отшельник, живущий в уединённой келье на лоне природы: он читает, пишет, предаётся молитвенному созерцанию и размышлениям о Боге. Поскольку это плохо согласуется с реалиями, известными из сборника «Монастырь Таллахт» и других сочинений «Кели Де», К. Хьюз допускала, что изложение учения и практик «Кели Де» в этих произведениях принадлежит автору с «пуританским складом ума», который подчеркнул «некоторые весьма непривлекательные аспекты учения своих наставников». В литературе высказывалось мнение об ошибочности подобных взглядов, т.к. ирландская религиозная лирика, скорее всего, как полагают исследователи, не имеет отношения ни к «Кели Де», ни к «настоящим» отшельникам. Б. Ламбкин вслед за Дж. Карни связывал с «Кели Де» поэмы на религиозные темы Блатмака (вторая половина VIII в.). Гипотеза о влиянии «Кели Де» на распространение литературы на ирландском языке подверглась критике историков, указавших на недостаток данных. Важнейшими представителями «Кели Де» традиционно считаются св. Дублитир (ум. в 796 г.), епископ Финнгласа (ныне Финглас, в черте города Дублин); св. Маэл Руан (ум. в 792 г.), основатель и епископ Тамлахты; его ученик Маэл Дитруб (ум. в 840 г.), возглавлявший впоследствии общину «Кели Де» в Тир-Да-Гласе (ныне Терригласс, графство Типперэри); Элар (ум. в 807 г.), глава анахоретов пустыни Лох-Кре (ныне Монаинша, близ города Роскрей, графство Типперэри). Среди «Кели Де» в источниках упоминаются предшественник Дублитира епископ Каинкомрак (ум. в 791 г.), Фер Да Крих (ум. в 747 г.), аббат Дар-Иниса (близ современного города Йол, графство Корк), и Оэнгус, сын Оэнгобы, нередко именуемый Оэнгус Келе Де. Даже те исследователи, которые считали «Кели Де» монашеским Орденом или движением за реформу церкви, признавали, что единой организации у них не было; общины «Кели Де» могли существовать при крупных церковных поселениях или представлять собой особые монастыри. В основном, они были сосредоточены в южных и восточных областях Ирландии. Самый известный центр «Кели Де» – церковное поселение Тамлахта, основанное в 774 г. (запись в «Анналах Четырёх наставников» под 769 г.); в IX в. там находилась одна из крупных церковных общин Ирландии. В источниках Тамлахта представлена как общежительный монастырь, её основатель св. Маэл Руан был епископом. При жизни Маэл Руана в Тамлахту приходили подвижники, искавшие его духовного руководства, в том числе Маэл Дитруб и Оэнгус. В ирландских анналах община Тамлахты упоминается до XII в.; в 1179 г. церковь и её владения были переданы Дублинской кафедре. О церковном поселении Финнглас, настоятели которого также имели епископский сан, впервые упоминается под 763 г., но после IX в. сведения о нем отсутствуют. По мнению исследователей, в Финнгласе и Тамлахте были женские монашеские общины (les caillech), там жили также выполнявшие епитимию кающиеся (пенитенты) и миряне, находившиеся под духовным руководством насельников. Под руководством Элара возникла пустынь Лох-Кре, которая зависела от церковной общины Рос-Кре и получала от неё содержание, «хлеб Рос-Кре» («arán Ruis Cree»).

 



 
PR-CY.ru