«КЕЛИ ДЕ» - Страница 12

До Реформации община секулярных пресвитеров «Кели Де» наряду с приоратом регулярных каноников находилась на острове Девениш (графство Фермана, Северная Ирландия). Под 1479 г. в анналах упоминается о кончине Пирса О'Фланагана, хорального каноника Клохерского капитула, приора «Кели Де» и сакристана обители на Девенише (ina prioir Cheilé n-De & ina shacrisda i n-Daimh Inis). К XII в. исследователи относят данные об общинах «Кели Де» в Шотландии, где они существовали при многих крупных церквах. Под 1164 г. в «Ольстерских анналах» среди руководителей монастыря Иона назван глава «Кели Де» (cenn na Ceile n-De). В Житии св. Кентигерна (третья четверть XII в.) Джоселин из Фёрнесса писал об учениках и о последователях святого как о клириках, именуемых «калледеи» (singulares clerici a vulgo Calledei nuncupabantur). Согласно позднему перечню шотландских правителей, король Константин, сын Аэда (900–943 гг.), после отречения от престола удалился в церковь св. Андрея (Кеннригмонад, ныне Сент-Андрус, Шотландия) и стал «Кели Де» (abbatus factus est in Keldeorum Sancte Andree). На основании этого упоминания высказывалось мнение, что община «Кели Де» при храме св. Андрея была основана незадолго до середины X в. Из сказания о храме св. Андрея (XII в.) исследователям известно, что община «Кели Де» состояла из 13 человек, которые могли иметь жену и передавать должность по наследству. Они «жили не столько по установлениям святых отцов, сколько по собственному разумению и людскому преданию», совершали богослужения суточного круга «по своему обычаю». При короле Давиде I (1124–1153 гг.) в Сент-Андрусе был основан капитул регулярных каноников, после чего «Кели Де», как предполагалось, должны были со временем влиться в их число. Тем не менее, община продолжала существовать наряду с капитулом; к 1250 г. на её основе сформировался секулярный капитул церкви Пресвятой Девы Марии, в состав которого входили провост, не менее шести каноников и несколько викариев. Последнее упоминание о «Кели Де» в Сент-Андрусе исследователи относят к 1332 г., но к этому времени община утратила специфические ирландские черты. В регистре соборного приората св. Андрея сохранились документы, которые свидетельствуют о существовании в X–XII вв. общины «Кели Де» в обители Лох-Левен. В грамотах упоминаются «отшельники-келедеи» (keledeis heremetis) во главе с аббатом Ронаном, который в первой половине X в. вверил обитель покровительству Фотада, епископа Кеннригмонада. В судебном решении, вынесенном около 1128 г., говорится о «монахах, т.е. келедеях», однако в другом месте они именуются клириками; в грамоте упомянуты пресвитер и аббат Дубтах, Саран, монахи Эоган, Домналл, выходец из Ирландии Мурхад и Катан. Впоследствии Сент-Андрусский епископ Роберт (1123/1124 – 1159 гг.) передал аббатство Лох-Левен приорату св. Андрея. Обычаи «Кели Де», община которых некогда существовала при церкви Куросс (с 1217 г. – цистерцианский монастырь), описаны в позднем «Монашеском чине Кил-Роса» («Ordo monasticus de Kil-Ros»). Среди других крупных шотландских церквей, при которых к XII в. действовали общины «Кели Де», – Брекин, Абернети (до 1272 г.) и, по мнению исследователей, Данкелд. По мнению исследователей, к XIV в. эти общины распались или были преобразованы в капитулы регулярных каноников. Единственное упоминание о «Кели Де» в Уэльсе принадлежит Гиральду Камбрийскому. В сочинении «Путешествие по Уэльсу» (1191 г.) он сообщал, что на острове Бардси жили «очень благочестивые монахи, которых называют целибами или колидеями» (quos coelibes vel colideos vocant).



 
PR-CY.ru