«КЕЛИ ДЕ» - Страница 2

К. Хьюз также рассматривала «Кели Де» в рамках гипотезы о секуляризации и моральном разложении Ирландской церкви в VIII–IX вв. Эти явления якобы сопровождались упадком монашеской жизни и аскезы в целом, что привело к появлению движения в защиту монашества, сторонники которого объединились в «Орден аскетов». Согласно К. Хьюз, «Кели Де» выступали не столько за реформу церкви, сколько за её духовное возрождение. По мнению П. О'Дуайера, движение «Кели Де» было реакцией на обмирщение церкви: обогащение церковных общин, участие церковников в политике, появление института настоятелей-мирян, наследование церковных должностей и т.д. Описав устройство общежительных монастырей «Кели Де», П. О'Дуайер, тем не менее, согласился с мнением Р. Флауэра, по которому «Кели Де» могли быть отшельниками. Во многих случаях отшельники «Кели Де» проживали вблизи церковных поселений, которые содержали анахоретов. При этом П. О'Дуайер отмечал, что источники не дают точного представления о природе, целях и задачах «Кели Де». Отказавшись от представления о «Кели Де» как о «реформаторах» или об участниках движения, Б. Ламбкин причислил их к особой категории монахов, возникшей в условиях «обмирщения» церкви в Ирландии. По мнению исследователя, «Кели Де» считали себя «истинными клириками» («fír-cleirech») в противовес насельникам старых церковных общин, которые вели «распущенный» образ жизни («lax áes»). Рассматривая «Кели Де» как основных представителей ирландского монашества в VIII–IX вв., К. Этчингем выразил скептическое отношение к терминам, принятым в историографии. Исследователь указал, что термин «Кели Де» очень редко использовался в современных событиям источниках. Он отверг предположение Р. Флауэра и П. О'Дуайера об отшельническом характере движения «Кели Де», отметив, что нередко они составляли отдельные общины в крупных церковных поселениях. С гипотезой Б. Ламбкина в целом согласился У. Фоллетт. Он отметил характерные черты «Кели Де»: соблюдение общежительного устава, строгий аскетизм и специфическое молитвенное правило, а также особое внимание к пастырскому окормлению мирян. Общины «Кели Де», жившие под руководством разных наставников, сохраняли свои дисциплинарные и богослужебные обычаи, но их объединяло убеждение в необходимости установить личную связь с Богом, которая выражалась в преданном служении Ему. Основываясь на выводах современных исследователей (Р. Шарп, Этчингем, Ж.-М. Пикар и др.), отвергающих гипотезу об обмирщении существовавшей в Ирландии «монастырской церкви», К. Хаггарт отметил, что «Кели Де» не были ни монашеским Орденом, ни движением аскетов-реформаторов. В VIII–IX вв. термином «Кели Де» могли называть влиятельных церковных деятелей, которые стремились укрепить позиции церкви в ирландском обществе. Они занимались пастырским окормлением мирян, но уделяли внимание и другим аспектам церковной жизни, например, положению общежительных монастырей. По мнению К. Хаггарта, впечатление, что «Кели Де» являлись, прежде всего, наставниками монашества, объясняется спецификой сохранившихся источников, в основном, связанных с монастырём Тамлахта (ныне Таллахт, в черте города Дублин).

 



 
PR-CY.ru