«КЕЛИ ДЕ» - Страница 7

К. Хаггарт высказал предположение, что в решениях собрания говорилось о разделении должностей духовного и светского руководителей церковной общины. Целью этих преобразований, по мнению исследователя, было повысить эффективность управления материальными ресурсами общин для подготовки духовенства и содержания скрипториев. С деятельностью «Кели Де» К. Хаггарт связывал принятие церковных законов (cána), многие из которых были направлены на укрепление позиций церкви в ирландском обществе. Высказывалось также мнение, что использованное в анналах выражение «congressio senadorum» следует понимать как «собрание знати» для примирения И Нейлов и правителей Лагена. Другие исследователи считают, что собрание имело характер церковного Собора. В поздней традиции Фотаду, возможному автору «Устава Мохуту», приписывалась инициатива освобождения ирландского духовенства от воинской повинности («ar fecht & ar sluaiged»), которую в 804 г. якобы отменил верховный правитель Аэд Ордниде. В основном тексте анналов под этим годом говорится о собрании духовенства или знати (congressio senadorum) из областей под управлением И Нейлов, проходившем под руководством Коннмаха, аббата Ард-Махи (ныне Арма, Северная Ирландия). В 811 г. община (muinnter) Тамлахты во главе с епископом Эохайдом прервала собрание (óenach) в Тальтиу, т.к. правители из династии И Нейл нарушили неприкосновенность церковного поселения (iar sarugad Tamlachtai Maele Ruain). Конфликт был улажен после того, как община получила компенсацию (multa munera reddita sunt). Предание об отмене воинской повинности и данные о конфликте общины Тамлахты с И Нейлами согласуются с представлениями о «Кели Де» как об иерархах, стремившихся укрепить позиции церкви в ирландском обществе. Упоминания о «Кели Де» в ирландских анналах, в основном, носят легендарный характер и связаны с чудесами. В «Хронике ирландцев» и «Анналах Четырёх наставников» под 811(806) г. сообщается о некоем «Кели Де», который пришёл в Ирландию с Юга пешком по морю. Ежедневно он получал с неба свиток, по которому проповедовал ирландцам. После окончания проповеди он возвращал свиток на небо и покидал остров. В это время из листьев на деревьях текла кровь, а птицы разговаривали человеческим голосом. Под 920(919) г. в этих же летописных сводах говорится о некоем Маэнахе (Maonach céle Dé), который пришёл с Запада, «чтобы установить законы Ирландии» (do dénam reachda hÉrenn). Схожее свидетельство внесено в анналы под 946 г., когда с неба упал лист (an duillenn), и с Юга пришёл проповедник из числа «Кели Де». В «Инисфалленских анналах» под 947 г. есть запись о том, что с неба на алтарь храма в Имлехе (ныне Имли, графство Типперэри) спустился лист, и «птица говорила с людьми, и ещё много чудесного (произошло) в этом году» (установить историческую основу этих сообщений исследователям трудно). По мнению Дж. Кенни, упадок «Кели Де» в IX в. связан с расселением скандинавов на восточном побережье Ирландии; в непосредственной близости от Тамлахты и Финнгласа было сооружено скандинавское укрепление Дублин. П. О'Дуайер, в целом соглашаясь с этим выводом, тем не менее, указывал на отсутствие данных о нападениях викингов на Тамлахту.

 



 
PR-CY.ru