«КЕЛИ ДЕ» - Страница 4

По мнению большинства исследователей, в кругу «Кели Де» был составлен стихотворный «Устав Мохуту», или «Устав Фотада»; в рукописях приписывается либо св. Картаху, или Мохуту (ум. в 637 г.), либо Фотаду («Fothud na Canóine»; ум. в 819 г.). В девяти разделах устава определены основные обязанности христианина, епископа, пресвитера, аббата, духовника (anam-chara), монаха, «Кели Де», правителя, даны предписания о чине трапезы, о молитвах и об аскетических практиках, о соблюдении постов и праздничных дней. В разделе о «Кели Де» подчёркивается, что их основная обязанность – совершать богослужения суточного круга. Выделяются несколько категорий членов церковной общины: клирики (áes gráid), которые отвечают за богослужение, «учёные» («áes léginn»), призванные заниматься образованием, и «неучёные» («áes anecnaid»), которые выполняют физическую работу. С «Кели Де» исследователи связывают творчество Оэнгуса, сына Оэнгобы, по преданию члена церковной общины Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). Стремясь вести строгую монашескую жизнь, Оэнгус стал учеником св. Маэл Руана и по его указанию составил стихотворный мартиролог. Со св. Маэл Руаном и его последователями исследователи связывают составление так называемого мартиролога из Тамлахты, сокращённой версии «Мартиролога» Иеронима Стридонского, дополненного именами ирландских святых, а также создание Миссала Стоу. Среди других текстов, возникших в кругу «Кели Де», исследователи обычно называют ирландский пенитенциал, составленный для нужд общежительного монастыря («óentu na mbráithre; eclais óentath», букв. – «церковь единства, союза, товарищества»), где могли существовать и мужская, и женская общины (cléirech nó caillech), а также пособие для так называемой коммутации (arre), или «пересчёта», епитимии. Для установления церковных деятелей, причислявшихся к «Кели Де», исследователи придают значение двум перечням – «Братству (товариществу) Маэл Руана» («Óentu Mail Ruain»), в котором указаны 13 его учеников, и «Братству Федлимида» («Óentu Feidelmid»). С «Кели Де» исследователи часто связывают ряд ирландских уставов VIII–X вв., которых кроме общих рассуждений о христианской морали и нравственности содержатся предписания о молитве и богослужении, о покаянии, об аскетических практиках, в том числе о послушании, нестяжании, воздержании в пище. Многие исследователи полагают, что на «Кели Де» мог повлиять трактат «Закон о воскресном дне» («Cáin Domnaig»), в состав которого входят «Послание Иисуса» и предписания о соблюдении воскресного дня. Спорным остаётся вопрос о связи с «Кели Де» трактата «Азбука благочестия» («Aipgitir Chrábaid»; VII–VIII вв.). «Кели Де» приписывают некоторые Жития ирландских святых, литании, гимны и другие сочинения. Мн.огиеисследователи полагали, что «Кели Де» поощряли образование и литератруные занятия, их деятельность способствовала появлению религиозных сочинений на ирландском языке. По мнению Р. Флауэра, представители движения «Кели Де» были авторами религиозных поэтических произведений, в которых выражали восхищение Божиим творением и мистические переживания.

 



 
PR-CY.ru