«КЕЛИ ДЕ» - Страница 11

Согласно другой гипотезе, «Кели Де» X в., занимавшиеся попечением о больных и нищих, никак не были связаны с Маэл Руаном, Дублитиром и другими духовными наставниками более раннего времени. Под 1031 г. в анналах сообщается о приюте для бедняков из общины Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз) в Исел-Киаране. Приют был основан Конном Бедняков (ирл. Cond na m-Bocht; ум. в 1060 г.), главой «Кели Де» (cend Celedh n-Dé) и анахоретом из Клуан-Мокку-Носа. В 1072 г. правитель Мурхад, сын Конхобара, вторгся в Исел-Киаран, при этом был убит заведующий приютом (rechtaire na m-bocht). В летописи уточняется, что приют содержали «Кели Де». В 1089 г. Кормак, сын Конна Бедняков, выкупил права на Исел-Киаран у местных правителей. Должность главы «Кели Де» в Клуан-Мокку-Носе (cend chéledh n-De Cluana Mic Nois) вновь упоминается под 1132 и 1200 гг. Под 1076 г. в анналах говорится о конфликте в связи с наследованием должности аббата общины Клуан-Долкан (ныне Клондалкин, в черте города Дублин), после которого церковь была передана «Кели Де». О существовании в 1185–1186 гг. обители Лох-Кре упоминал Гиральд Камбрийский. По его свидетельству, там находилась капелла, при которой жили несколько целибатных клириков – «колидеев» (celibes, quos celicolas uel colideos uocant). Исследователи полагают, что после григорианской реформы в Ирландии (XII в.) «Кели Де» стали секулярными клириками, в некоторых церквах их место заняли регулярные каноники. С XIV в. исследователям известно об общине «Кели Де» в Арма. В регистре примаса Мило Суитмана (1361–1380 гг.) под 1367 г. впервые упоминается о «колидеях», которые вместе с канониками совершали богослужения в кафедральном соборе. Из документов XIV–XV вв. исследователи сделали вывод, что в Арма «Кели Де» составляли особую общину (как правило, пять человек во главе с приором), которая существовала наряду с кафедральным капитулом. Они отвечали за богослужения суточного круга в соборе, а также следили за состоянием здания. От приора требовалось умение петь и проповедовать, он занимал должность прецентора и, таким образом, являлся членом капитула. Прочие «Кели Де» не имели права голоса на капитуле и редко получали бенефиции. На основании дела 1448 г. из регистра примаса Джона Мея (1443–1456 гг.) о спорном бенефиции приора Доналда О'Келлахана У. Ривз заключил, что «Кели Де» были секулярными клириками-пресвитерами, которые пели за богослужением и произносили проповеди. В связи с секуляризацией ирландских монастырей (1541 г.) были совмещены должности приора «Кели Де» и декана соборного капитула, что позволило избежать немедленного роспуска общины «Кели Де» и конфискации её имущества. На полях антифонария из Арма (XVI в.) указаны даты кончины нескольких «Кели Де», последний из них – пресвитер Николас Мак Гилламура (ум. 4 октября 1574 г.), соборный певчий и ответственный за здание храма. Исследователи полагают, что община «Кели Де» слилась с соборным капитулом и к XVII в. перестала существовать.

 



 
PR-CY.ru