«КЕЛИ ДЕ» - Страница 6

Кроме того, «Кели Де» жили в ряде крупных церковных общин, например, в Тир-Да-Гласе, где их возглавлял Маэл Дитруб, и в Ард-Море (ныне Ардмор, графство Уотерфорд). Поскольку в источниках, которые обычно связывают с «Кели Де», неоднократно упоминается о монастыре Иона, высказывалось предположение, что одним из «Кели Де» мог быть его настоятель Диармад (между 814 и 831 – 849 гг.), выступавший за укрепление церковных устоев и обновление принципов монашеского общежития. Благодаря Диармаду влияние «Кели Де» могло распространиться в Шотландии. Дискуссионным остаётся вопрос о связи с «Кели Де» правителя области Муман (Мунстер) Федлимида, сына Кримтанна (820–847 гг.), который представлен в источниках как воинственный тиран, притеснявший крупные церковные общины. В ряде документов говорится, что Федлимид принадлежал к «Кели Де» и состоял в тесных отношениях с Маэл Руаном. Исследователи обычно полагали, что Федлимид мог оказывать покровительство аскетам и отшельникам, которые славились особым благочестием. Согласно Хаггарту, Федлимид, скорее всего, был клириком и поддерживал связи со св. Маэл Руаном и «Кели Де»; его жёсткая политика по отношению к другим ирландским правителям и крупным церковным общинам объяснялась тем, что он считал себя праведным государем, исполняющим волю Бога ради исправления впавших в грех ирландцев, в том числе церковных иерархов. Проблема, связанная с появлением «Кели Де», остаётся нерешённой. По мнению тех исследователей, которые отрицают существование «Кели Де» как особой категории духовенства или сторонников аскетического движения, такой проблемы не существует. Другие авторы рассматривали влияние франкских церковных преобразований на возникновение «Кели Де». Так, У. Ривз указывал на роль св. Хродеганга Мецского, основателя института каноников. Дж. Кенни отверг его точку зрения, предположив, что в Ирландии и в государстве Каролингов существовали схожие идейные течения, направленные на укрепление церковной дисциплины и общежительного монашества. П. О'Дуайер, указывая на параллель с деятельностью Хродеганга и св. Бенедикта Аньянского, отстаивал оригинальность движения «Кели Де», которое, по его мнению, опиралось, прежде всего, на традиции церкви в Ирландии. Непосредственными предшественниками «Кели Де» исследователь считал Фер Да Криха (ум. в 747 г.), аббата Дар-Иниса, Мак Огеда (ум. в 753 г.), аббата Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд), и св. Самтанн (ум. в 739 г.), основательницу общины Клуан-Брониг (ныне Клонброни, графство Лонгфорд). На преемственность «Кели Де» и ирландских подвижников VI–VII вв. указывают и ссылки, например, на Слова св. Комгалла о посте и св. Маэдока о епитимии за усопших. Таким образом, «Кели Де» продолжали традиции ирландского монашества. Важным событием в истории «Кели Де», по мнению К. Хаггарта, было проведение в 780 г. в Темре (ныне Тара, графство Мит) собрания церковных деятелей из областей, подконтрольных правителям из династии И Нейл, и из Лагена (Лейнстера). Под руководством св. Дублитира в нём участвовало «множество анахоретов и книжников» («ancoritae & scribe multi, quibus dux erat Dublitter»).

 



 
PR-CY.ru